Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Выступление Руководителя АТЦ СНГ Мыльникова Б.А. на Санкт-Петербургском межпарламентском форуме по борьбе с терроризмом

Санкт-Петербургский межпарламентский форум по борьбе с терроризмом (Опубликовано в Вестнике МПА СНГ, 2002 год № 3)

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ 28 МАРТА 2002 г.
Руководитель АТЦ СНГ Мыльников Б.А.

Уважаемые дамы и господа!

Эпоха возникновения на постсоветском пространстве новых независимых государств была сопряжена с кризисными явлениями, поразившими практически все сферы жизни общества, — политическую, экономическую, социальную, духовную, и создавшими благоприятные условия для роста преступности, экстремизма и терроризма. Особый размах в СНГ приобрела деятельность международных террористических и экстремистских организаций.

Настоящим полигоном терроризма стала на постсоветском пространстве территория Чеченской Республики Российской Федерации. Вспышка террористических проявлений в Чечне — результат прихода к власти в этом субъекте федерации криминальных сепаратистских элементов и фактического отсутствия на протяжении 90-х годов внятной и последовательной политики в Северо-Кавказском регионе со стороны федерального центра. Лишь с сентября 1999 г. ценой невосполнимых человеческих жертв и больших финансовых затрат в Чечне, успевшей в течение нескольких лет превратиться в криминальный анклав, началось и до сих пор продолжается восстановление конституционных органов власти, развернута решительная борьба с преступностью.

В течение ряда лет серьезная угроза международного терроризма для стран Центрально-Азиатского региона СНГ исходила от афганских талибов. Возникла реальная опасность перенесения агрессивной политической практики движения “Талибан” на территорию государств Содружества; при этом следовало просчитывать и возможность активного участия в террористической деятельности местных сепаратистов и религиозных экстремистских организаций: Исламского движения Узбекистана, “Хизб-ут-Тахрира”, Национального революционного фронта Восточного Туркестана и других. С осени 2001 г. после начала международ-ной антитеррористической операции в Афганистане и военного подавления основных опорных пунктов талибов на территории этого государства опасность вспышки массовых проявлений экстремизма и терроризма в Центрально-Азиатском регионе и СНГ уменьшилась. Однако полностью сбрасывать ее со счетов ни в коем случае нельзя.

Кроме того, активная поддержка государствами — участниками Содружества действий спецподразделений Соединенных Штатов и их партнеров по блоку НАТО в Афганистане может даже привести к осложнению ситуации. Это обстоятельство мы также должны иметь в виду. Действительно, если избежавшие разгрома вооруженные формирования движения “Талибан” и “Аль-Каида” смогут рассредоточиться в труднодоступных горных районах, перестроить свою тактику и перевести военные действия против США и их союзников в русло партизанской войны, это может придать конфликту затяжной характер. При этом активизируются и идейные единомышленники афганских религиозных фанатиков в странах Центрально-Азиатского региона СНГ, тем более что эти государства все теснее вовлекаются в совместные с западными державами антитеррористические мероприятия.

В настоящее время в Афганистане проводится развертывание подразделений военнослужащих из Германии, Франции, Испании, Италии, Нидерландов, Ланий, Австрии, Греции, Швеции, Норвегии, Финляндии и Румынии. Предполагается, что численность контингента составит 4,5 тыс. чел.

Наращивание американского присутствия в Центральной Азии характеризуется и долговременным размещением вооруженных контингентов США в самих государствах Содружества. Речь идет об узбекском военном аэродроме “Ханабад”, который находится в Кашкадарьинской области, и о гражданском аэропорте “Манас” в столице Кыргызстана Бишкеке. Численность иностранного контингента может достигнуть здесь 3 тыс. чел. “Ма-нас”, по замыслу американской стороны, должен стать плацдармом для долгосрочного военного присутствия США и бывших советских республик из Средней Азии. Военнослужащим, прибывшим в Бишкек, присвоен статус сотрудников специальной дипломатической миссии. Пребывание американских военных в регионе позволит обеспечить на долговременной основе контроль над военно-политическими процессами в Центральной Азии и прилегающих государствах, таких, как Иран, Ирак, долгое время занимающих особое место в американском списке “государств, вызывающих особую озабоченность” (ранее называвшихся “странами-изгоями”). В этом случае Соединенные Штаты создают основу для постоянного очага напряженности, связанного с антиамериканской деятельностью радикальных организаций, в первую очередь исламистского толка, противодействовать которым будут вынуждены государства СНГ, согласившиеся разместить на своей территории американские объекты.

Кроме того, американское военное присутствие в центрально-азиатских странах Содружества уже послужило причиной активизации радикальных организаций. В Бишкеке от имени радикальной партии “Хизб-ут-Тахрир” начали распространяться листовки антиамериканского содержания. В листовках, в частности, говорится, что размещение американского воинского контингента в аэропорту “Манас” является “позором для кыргызского народа”. Следует отметить, что в прошлом эта партия публично отвергала вооруженные методы борьбы, но ее заявления приняли резко антизападный характер после событий 11 сентября 2001 г. “Хизб-ут-Тахрир” разделяет враждебную позицию Исламского движения Узбекистана по отношению к западной цивилизации, а также присущий ему антисемитизм.

Хотелось бы отметить, что к осложнению обстановки могут привести и непродуманные публичные высказывания некоторых политиков. Так, 18 февраля 2002 г. средства массовой информации довели до мировой общественности заявление Президента США Л. Буша о готовности осуществлять военное вмешательство в дела любого государства, если на его территории захвачены в качестве заложников американские граждане. Даже чиновники Пентагона, обычно поддерживающие президента в любых начинаниях, не одобрили новой инициативы, заявив, что она носит провокационный характер, может “повысить рыночную стоимость” американских заложников и привести к резкому учащению случаев их захвата. С другой стороны, можно только догадываться, как могут воспользоваться подобного рода заявлениями национал-сепаратисты и религиозные экстремисты в государствах Содружества для того, чтобы, руководствуясь амбициозными планами, спровоцировать международные вооруженные конфликты на территории своей страны.

Все перечисленные обстоятельства объективного и субъективного свойства свидетельствуют о том, что в ближайшие годы снижения террористической активности на постсоветском пространстве ожидать не приходится. В свете складывающейся обстановки представляется абсолютно верным и стратегически взвешенным решение стран — участниц СНГ о создании Антитеррористического центра Содружества.

Антитеррористический центр государств — участников (АТЦ СНГ) — постоянно действующий межгосударственный специализированный орган, функционирующий под общим управлением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ.

На наш взгляд, преимущество Центра состоит в том, что он является именно межгосударственным органом, а его сотрудники обязаны руководствоваться в своей деятельности принципом равенства интересов всех стран Содружества и призваны содействовать обеспечению их безопасности от угроз терроризма и экстремизма в равной степени. В национальных спецслужбах и в правоохранительных органах сотрудники подчиняются в служебной деятельности интересам исключительно собственного государства и ориентируются на политику, проводимую правительством своей страны. При этом мы не имеем права закрывать глаза на то обстоятельство, что иногда у стран СНГ политические позиции могут не совпадать, а по отдельным вопросам быть просто диаметрально противоположными. Центр же обязан искать разумный компромисс, держать в поле зрения и учитывать интересы всех государств Содружества.

АТЦ принимает непосредственное участие в определении политики государств — участников СНГ в сфере противодействия террористическим угрозам на основе анализа поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах — участниках Содружества и других странах. Находясь в постоянном контакте с компетентными национальными органами, Центр формирует и использует специализированный банк данных, осуществляет непрерывный мониторинг обстановки, выявляет и прогнозирует ее тенденции, вырабатывает рекомендации для Совета глав государств и других органов СНГ по развитию сотрудничества стран-участниц в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Центр также устанавливает, поддерживает и развивает рабочие контакты с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом — с Управлением по контролю за наркотиками и предупреждению преступности ООН, Всемирным антитеррористическим и антикриминальным форумом.

АТЦ СНГ проводит в странах Содружества совместные командно-штабные и оперативно-тактические антитеррористические учения, координирует проведение совместных антитеррористических мероприятий, участвует в реализации мер по гармонизации антитеррористического законодательства, на плановой основе координирует организацию подготовки сотрудников спецподразделений государств СНГ, принимает участие в разработке и распространении учебно-методических материалов в этой сфере деятельности.

В апреле 2001 г. Антитеррористическим центром проведены первые за весь период существования Содружества совместные командно-штабные учения в городе Ош Кыргызской Республики под кодовым названием “Юг-антитеррор”, на которых присутствовали сотрудники компетентных органов девяти государств: Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Руководством и представителями органов безопасности и спецслужб государств — участников СНГ дана положительная оценка проведенной совместной работе. В настоящее время мы завершаем подготовку к проведению еще более масштабных антитеррористических учений, которые охватят территорию нескольких стран Содружества.

Мы прекрасно осознаем то обстоятельство, что Антитеррористический центр государств — участников СНГ не в состоянии самостоятельно решать все проблемы, связанные с проявлениями терроризма и иных форм экстремизма, и уж тем более искоренить эти деструктивные явления. Рост экстремизма и терроризма в странах Содружества имеет социально-экономическую природу, и здесь нельзя не согласиться с заместителем директора Регионального бюро программы развития ООН по странам Европы и СНГ Я. Симонсеном, констатировавшим в своем выступлении в Бишкеке в декабре 2001 г. на международной конференции по усилению безопасности и стабильности в Центральной Азии, что “годы, последовавшие после развала Советского Союза, разрушение колхозов и государственных предприятий оставили многие села и города без традиционных источников занятости... Именно в таких трудных условиях происходит зарождение этнических и межгосударственных споров, экстремизма и терроризма”. Поэтому успех в деле борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в государствах Содружества может быть обеспечен лишь на основе комплексного подхода и последовательного решения различных накопившихся в наших странах проблем политического, экономического, социального, идеологического, правового и иного свойства.

Определенные позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Так, совершенствуется правовая база борьбы с терроризмом, в рамках СНГ. На основе модельного закона “О борьбе с терроризмом”, принятого Межпарламентской Ассамблеей Содружества, в ряде республик уже приняты соответствующие законодательные акты (например, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Узбекистан), а в некоторых (Украине, Республике Беларусь) работа над законопроектами идет к завершению. Таким образом, осуществляется гармонизация национального антитеррористического законодательства на большей части постсоветского пространства.

Хотелось бы отметить и положительную роль Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в определении единых подходов к политической и правовой оценке проявлений терроризма. Осуществление под эгидой МПА разработки модельных Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, а также целого ряда модельных законов, безусловно, способствует формированию национального законодательства в странах Содружества на единой методологической основе. И несмотря на то что не все рекомендуемые нормы реализуются в национальных законах государств СНГ, законодательные и исполнительные органы наших стран приходят к пониманию того, что успешно противостоять терроризму можно только на основе тесного взаимодействия, в том числе и в правовой сфере.

Следует также подчеркнуть, что уровень взаимодействия различных стран и его эффективность в борьбе с терроризмом прямо зависят от степени доверия между правительствами, специальными службами и правоохранительными органами. И мы видим нашу задачу в том, чтобы максимально и всесторонне развивать это доверие, искать и осваивать новые формы взаимодействия в данной области.

Благодарю за внимание.