Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств Б.А. Мыльникова на международном форуме региональных и субрегиональных организаций по предотвращению терроризма, проводимого

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств Б.А. Мыльникова направлены на международный форум региональных и субрегиональных организаций по предотвращению терроризма, проводимого в Вене 6 сентября 2002 года

Предотвращение и пресечение терроризма: роль и действия региональных и субрегиональных организаций, инициатив и координирующих структур".
 
Уважаемый господин Генеральный секретарь!
Уважаемые участники совещания!

Позвольте приветствовать Вас и в Вашем лице все руководство Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и поблагодарить за приглашение к участию в работе столь представительного форума по теме, которая сегодня актуальна для всего мирового сообщества.

С учетом роста угроз и вызовов международного терроризма все мировое сообщество осознало необходимость консолидации усилий в борьбе с эти злом. Отрадно отметить, что ОБСЕ в числе других международных организаций предпринимает реальные шаги, чтобы такая консолидация превратилась в действенную систему мер борьбы с террористами по всему миру.

Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ) активно поддерживает предпринимаемые международным сообществом при координирующей роли ООН, Совета Безопасности и ОБСЕ усилия по борьбе с терроризмом и рассматривает международный терроризм как одну из главных опасностей, угрожающих всем государствам Содружества.

Столкнувшись с широкомасштабным наступлением международного терроризма и экстремизма в конце XX столетия страны Содружества расценили это зло как глобальную угрозу, от которой невозможно укрыться в “национальных” квартирах и предприняли ряд организационных и практических мер.

Так, в июне 1999 года был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, который является правовой основой для осуществления взаимодействия компетентных органов стран Содружества в вопросах предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма.

Положениями Договора определены конкретные направления сотрудничества - такие как обмен информацией, разработка и принятие согласованных антитеррористических мер, направление по согласованию с заинтересованными государствами специальных антитеррористических формирований, подготовка специалистов, поставка специальных средств, техники и другие.

В соответствии с Решением глав государств Содружества “О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ” была разработана и в июне 2000 года принята “Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма до 2003 года”. Программа имеет целью координировать усилия стран Содружества, направленные на противодействие терроризму. При этом сотрудничество государств - участников СНГ осуществляется с соблюдением их национальных интересов. Указанная Программа носит комплексный характер и предусматривает проведение организационно-правовых и организационно-практических мероприятий, информационно-аналитическое, научное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Программа предполагает присоединение государств - участников СНГ к основным международным договорам в сфере борьбы с международным терроризмом, заключенным в рамках ООН и Совета Европы, а также ускоренное осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соответствующих договоров, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. В Исполнительный комитет СНГ поступает информация о более активной реализации их положений.

Следует подчеркнуть, что в государствах-участниках СНГ борьба с терроризмом ранее не рассматривалась и не рассматривается как столкновение цивилизаций, а непосредственно терроризм не отождествляется с какой-либо национальностью, религией или культурой.

Анализ тенденций распространения международного терроризма говорит о том, что его главный очаг сегодня переместился в Центральную и Южную Азию и государства - участники СНГ, в силу своего геополитического положения, оказались на переднем плане борьбы с эти злом.

Правоохранительными органами государств Содружества проведены согласованные на двусторонней и многосторонней основе оперативно-профилактические и специальные операции, которые были направлены на принятие превентивных мер и пресечение актов терроризма и деятельности транснациональных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия, наркотиков и нелегальной миграцией,

Так, с 1999 года ежегодно проводятся совместные командно-штабные учения “Южный щит Содружества”, направленные на совершенствование взаимодействия органов военного управления стран СНГ по подготовке и проведению операций по уничтожению бандформирований в Центрально-Азиатском регионе. Государства - участники Договора о коллективной безопасности создали Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. В октябре 2001 года были проведены командно-штабная военная игра и совместное тактическое учение подразделений этих сил.

С 1 декабря 2000 года начал функционировать Антитеррористический центр государств - участников СНГ. Для работы на наиболее напряженном Центрально-Азиатском регионе развернуто и действует в г. Бишкеке региональное оперативное отделение АТЦ СНГ.

В настоящее время Антитеррористический центр является постоянно действующим специализированным органом СНГ, предназначенным для обеспечения взаимодействия компетентных органов стран Содружества в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Основными задачами Центра является:

- выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в борьбе с международным терроризмом;

  • обеспечение координации взаимодействия компетентных органов;
  • анализ поступающей информации, формирование специализированного банка данных;
  • участие в подготовке и проведении антитеррористических, учений;
  • взаимодействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • разработка моделей согласованных антитеррористических операций.

15-19 апреля 2002 года Антитеррористическим центром совместно с силовыми структурами государств Содружества проведено на территории Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Республики Таджикистан командно-штабное учение “Юг-Антитеррор-2002”.

В ходе учения решались задачи повышения готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств - участников СНГ к борьбе с международным терроризмом, совершенствования вопросов взаимодействия между участниками совместных антитеррористических мероприятий, выработки единых подходов к гармонизации нормативно-правовой базы государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Отдельные "всплески" и проявления экстремизма и терроризма общественностью государств Содружества расцениваются как прямые и непосредственные угрозы демократическим преобразованиям. А сотрудники спецслужб и правоохранительных структур государств Содружества, ведущие борьбу с террористами, сегодня фактически находятся на переднем рубеже защиты демократии.

Понимая, что борьбу за демократию нельзя вести с помощью устаревшей законодательной базы Антитеррористический центр СНГ выступает с предложениями по разработке современных законов для борьбы с террористами в государствах Содружества. Для реализации этих предложений при АТЦ СНГ создается Научно-консультативный совет, к работе в котором мы планируем привлечь лучших ученых, экспертов и специалистов в сфере борьбы с терроризмом от всех государств-участников СНГ.

Наши предложения активно обсуждались учеными и специалистами государств-участников СНГ 4-5 июня с.г. в Москве на Международной военно-научной конференции "Предотвращение и урегулирование конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств – военный аспект. Итоги, проблемы, перспективы", которую организовал и провел Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ совместно с Антитеррористическим центром СНГ и Институтом военной истории Министерства обороны Российской Федерации.

Одним из документов разработанных и представленных сотрудниками Центра на этом научном форуме было Положение о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств Содружества, которое уже согласовано в органах исполнительной власти и в октябре 2002 года вносится на утверждение главам государств Содружества.

Мы надеемся, что подписание и ратификация Положения государствами Содружества позволит создать действенный механизм совместного противостояния террористической угрозе на территориях государств-участников СНГ.

Наиболее актуальными задачами для государств – участников СНГ в области борьбы с терроризмом на сегодня являются:

- перекрытие каналов финансирования террористических и экстремистских организаций;

    • лишение терроризма социальной опоры;
    • ликвидация межнациональных и межэтнических конфликтов на территориях государств-участников СНГ.

Это предполагает дальнейшее наращивание усилий по перекрытию каналов финансовой подпитки терроризма, ликвидации нищеты, безработицы, неграмотности, дискриминации по расовым, этническим, религиозным и другим признакам, а также активизацию международного сотрудничества в ликвидации конфликтов на территориях государств Содружества.

АТЦ СНГ поддерживает предложения, высказанные 12 июня с.г. в Лиссабоне на встрече генеральных секретарей и руководителей ключевых международных организаций по координации антитеррористической деятельности о разработке Хартии о борьбе с терроризмом и о введении в программы образовательных учреждений специального раздела посвященного угрозам терроризма и борьбе с ним. Мы также поддерживаем инициативу Генерального секретаря ОБСЕ господина Яна Кубиша по выработке путей для облегчения информационного обмена и более близкого сотрудничества в будущем.

Однако, следует учесть, что в рамках региональной международной организации государств-участников Содружества Независимых Государств Антитеррористический центр СНГ является только "малым звеном" цепи, которая сдерживает террористов и, согласно Положению об АТЦ СНГ, не обладает полномочиями самостоятельно, без согласования с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, производить информационный обмен с международными организациями.

Поэтому, в качестве одного из предложений по развитию инициативы господина Яна Кубиша предлагаем рассмотреть вопрос о заключении специального Соглашения между ОБСЕ и СНГ по информационному обмену в сфере борьбы с терроризмом и новыми угрозами безопасности человека.

Такой документ, несомненно, будет способствовать противодействию современным вызовам и угрозам, в том числе и международному терроризму, что в свою очередь, послужит обеспечению региональной и национальной безопасности, стабильности и сохранению мира.

Благодарю за внимание.