Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Мы готовы прогнозировать возможные конфликты

# 238 (2548) 22 декабря 2001 г.

"МЫ ГОТОВЫ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ"
Руководитель Антитеррористического центра СНГ Борис Мыльников считает необходимым наращивать коллективные усилия в борьбе с терроризмом
Владимир Георгиев

Вопросы борьбы с международным терроризмом сегодня стоят на повестке дня особенно остро. Ряд государств СНГ, особенно Россия, вот уже ряд лет противостоят этому злу, и не случайно, что в отдельных странах Содружества в последние годы были достигнуты значительные успехи в борьбе с террором. В то же время очевидно, что в одиночку победить терроризм нельзя. Созданный в 2000 г. Антитеррористический центр СНГ является примером координации усилий в этой важнейшей сфере. Его руководитель рассказал о работе Центра корреспонденту "НГ".
Из досье "НГ" Борис Александрович Мыльников - руководитель Антитеррористического центра СНГ, генерал-лейтенант. Родился в 1952 г. в Ленинграде в семье военнослужащих. В 1975 г. окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности "инженер-механик". С 1975 по 1999 г. служил в органах государственной безопасности в должностях от оперуполномоченного до начальника оперативного управления ФСБ РФ. С 2000 г. - первый заместитель руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ, начальник Управления по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом. Неоднократно выезжал в Чечню, где принимал участие в спецоперациях по освобождению заложников. 21 июня 2000 г. назначен руководителем Антитеррористического центра стран СНГ. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

-Борис Александрович, каковы основные задачи центра, его структура, функции?

- Антитеррористический центр СНГ был создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 года. АТЦ является отраслевым органом, предназначенным для координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.

В своей работе АТЦ взаимодействует с Советом министров внутренних дел, Советом министров обороны, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом командующих пограничными войсками государств - участников СНГ, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества. Мы осуществляем свою деятельность с использованием возможностей специализированных антитеррористических подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств - участников СНГ.

Руководитель Центра назначается и освобождается решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств по представлению председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Руководитель АТЦ, его первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства, при исполнении своих обязанностей они соблюдают интересы всех государств Содружества. Государства - участники СНГ направляют в АТЦ своих полномочных представителей, которые состоят на службе и материальном обеспечении в компетентных органах своих государств. Заместители руководителя Центра и полномочные представители государств - участников СНГ образуют постоянно действующее совещание при руководителе Центра, на котором рассматриваются наиболее важные вопросы координации взаимодействия Центра с компетентными органами государств - участников СНГ.

- Какими документами, кроме Положения об АТЦ, регламентирована ваша деятельность?

- Основным документом, определяющим направление нашей деятельности, является разработанная и утвержденная в рамках СНГ Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. При участии АТЦ разработано и утверждено Советом глав правительств СНГ "Положение о полномочных представителях государств - участников СНГ при АТЦ СНГ". В связи с обострением оперативной обстановки, вызванным террористическими актами в США, разработан и направлен в государства - участники СНГ для согласования проект комплексного плана первоочередных совместных мероприятий органов СНГ по усилению борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Кроме этого, нами разработан проект положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. Этот документ будет регламентировать деятельность спецподразделений государств СНГ при возникновении чрезвычайных ситуаций.

- Проходили ли какие-нибудь совместные учения с участием соответствующих структур государств СНГ?

- АТЦ действует всего около года. Мы нарабатываем нормативно-правовую базу, определяющую общие положения и действия государств, заинтересованных в совместной антитеррористической борьбе, создаем информационные массивы банка данных по проблемам угроз безопасности в различных регионах СНГ, проводим аналитическую работу. В то же время в поле нашего зрения находятся и практические вопросы. В апреле 2001 года Антитеррористическим центром СНГ проведены первые после распада СССР совместные учения в городе Ош (Киргизия) под названием "Юг-Антитеррор". В учениях приняли участие сотрудники компетентных органов Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и России. Прорыв "террористов" через границу, захват плотины и заложников - все это стало частью сценария учений, которые завершились операцией по освобождению заложников. Представителями органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ были положительно оценены действия участников учений.

- Каким образом и откуда вы получаете информацию?

- Все источники информации у нас официальные - это в первую очередь данные, которые мы получаем по линии органов безопасности и спецслужб государств Содружества. В России, в частности, мы наладили информационное взаимодействие с Федеральным агентством правительственной связи, с Главным разведывательным управлением Генштаба, с МИДом. Получаем мы информацию и от своей оперативной группы, которая на основе решения Совета руководителей органов безопасности и спецслужб действует с 1 августа в Бишкеке. В настоящее время в группе задействованы представители России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

- Поддерживает ли АТЦ международные контакты?

- Да, у нас были неоднократные рабочие контакты с представителями ряда зарубежных спецслужб по вопросам, представляющим взаимный интерес, прежде всего по проблемам Афганистана и Центрально-Азиатского региона. У нас уже установлены отношения с Управлением по контролю за наркотиками и предупреждением преступности Организации Объединенных Наций.

- После побед над талибами уменьшится ли вероятность "экспорта" терроризма в Россию?

- Говорить о какой-либо возможности уменьшения "экспорта" терроризма некорректно. При оценке развития ситуации в том или ином регионе или конкретном государстве с точки зрения террористических проявлений либо проявлений экстремизма с той или иной окраской (то ли национального, то ли религиозного) надо, помимо прочего, учитывать социально-экономическую обстановку в стране. В этой связи следует обратить внимание на то, что активность любой террористической и экстремистской организации зависит в первую очередь от источника и объемов ее финансирования. Можно предположить, что после разгрома очага международного терроризма в Афганистане финансовая основа международного терроризма будет существенно подорвана.

- А вообще можно ли сделать прогноз развития ситуации в так называемых потенциальных горячих точках СНГ?

- На это как раз и нацелена деятельность АТЦ. Нас беспокоит обстановка, складывающаяся в регионах Центральной Азии, Закавказье и на Северном Кавказе. Мы ее изучаем и прогнозируем.

- Если Россия выполнит свои обязательства перед ОБСЕ по выводу войск из Приднестровья, возможна ли там война?

- Это в конечном итоге зависит от мудрости политиков и Приднестровья, и Молдавии. Я более чем уверен, что на сегодняшний день военный путь решения проблемы там бесперспективен.

- Существуют ли потенциальные очаги нестабильности на Украине и в Белоруссии?

- На сегодняшний день по крайней мере с точки зрения каких-то проявлений - нет. Ни в Белоруссии, ни на Украине.

- Нельзя ли назвать бюджет АТЦ?

- Здесь тайны никакой нет, на будущий год бюджет АТЦ предусмотрен в размере около 30 миллионов рублей. А формируется он так: 50% - Россия, 14% - Украина, остальные государства - от 3 до 5%.

- А какие страны не финансируют деятельность АТЦ?

- Ничего не заплатил Узбекистан. Ташкент занял позицию наблюдателя. У него свой особый подход к финансированию структур СНГ: Узбекистан финансирует содержание только тех структур, где работают представители этого государства.

- Как вы оцениваете нынешний опыт борьбы США с террористами в Афганистане?

- Я бы не сказал, что сегодня можно говорить о каком-то опыте проведения антитеррористической операции Соединенными Штатами в Афганистане. Об опыте будем судить после завершения операции. Пока же можно говорить о совместных успешных действиях стран антитеррористической коалиции и сил Северного альянса по освобождению территории Афганистана. Однако банды террористов пока не уничтожены, они переместились в горы.

- Каковы планы АТЦ на 2002 год?

- Мы прежде всего отталкиваемся от нашего стратегического документа - Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. На ее основе и готовится план деятельности АТЦ на 2002 год. В будущем году мы планируем провести на территории центральноазиатских государств СНГ крупномасштабное оперативно-тактическое учение "Юг-Антитеррор-2002" с привлечением других силовых структур, в том числе и Коллективных сил быстрого развертывания. Единственное, что может внести определенные коррективы, именно коррективы, а не изменить принципиальное отношение к проведению мероприятия, - это объективное развитие обстановки, связанное с событиями в Афганистане.