Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Международный терроризм: истоки и противодействие

Публикация - Международный терроризм: истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2001 года; Сб.статей.- СПб. Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, 2001, стр.112-116

Руководитель Антитеррористического центра
государств – участников
Содружества Независимых Государств
Б.А. Мыльников
 
Уважаемые участники конференции!

В последние годы международный терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем, существенно подрывающую внутриполитическое и социально-экономическое развитие ряда государств мира, реально угрожающую их национальной безопасности. Осознание опасности распространения международного терроризма и возможности перенесения порожденных им вооруженных конфликтов на территории государств — участников СНГ поставило глав государств Содружества перед необходимостью создания региональной системы борьбы с данным видом преступной деятельности.

Во исполнение решения Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ в целях осуществления сотрудничества государств - участников СНГ в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма была выработана и утверждена Советом глав государств Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.

Организационно-правовые мероприятия, предусмотренные программой, включают в себя рассмотрение вопросов о присоединении стран Содружества к международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, заключенным в рамках Организации Объединенных Наций, МАГАТЭ и Совета Европы.

В то же время программа содержит положения, предусматривающие формирование региональной правовой базы СНГ.

В этой связи важное значение имеет осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу заключенных в рамках Содружества соглашений. Я призываю парламентариев стран - участниц СНГ оказать всемерное содействие успешному решению этой задачи.

Следует отметить, что немаловажную роль в разрешении проблемы правового обеспечения сотрудничества государств-участников в борьбе с терроризмом призвана сыграть разработка модельных законодательных актов, а также работа по гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

Данные вопросы были достаточно глубоко и всесторонне освещены в выступлении председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ Н. П. Патрушева; предложения, прозвучавшие в его докладе, заслуживают пристального внимания парламентариев.

Оценивая состояние и угрозу расширения терроризма на ближайшее будущее, мировое сообщество едино во мнении, что эффективность борьбы с этим явлением зависит не только от мер, которые принимаются на уровне национальных спецслужб, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, на которые возложены задачи борьбы с терроризмом, но и от координации политики и сотрудничества государств на двусторонней и многосторонней основе, в том числе в рамках международных организаций, институтов и форумов, вырабатывающих общие подходы к этой проблеме.

В целях координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма решением Совета глав государств Содружества от 21 июня 2000 г. был создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ. Центром руководит Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, решения по принципиальным вопросам деятельности Центра принимаются Советом глав государств СНГ.

Центр осуществляет свою деятельность с использованием возможностей специальных антитеррористических подразделений и компетентных органов стран-участниц, объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб.

Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма должен служить основой для выработки предложений Совету глав государств и другим органом СНГ о направлениях сотрудничества наших стран в борьбе с международным терроризмом.

В Положении об Антитеррористическом центре предусмотрено формирование специализированного банка данных, в котором заложена информация:

- о международных террористических и других экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;

- о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах - участниках СНГ;

- о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

На момент создания Центра в рамках Содружества отсутствовали какие-либо банки данных, каналы поступления информации по линии борьбы с терроризмом.

В целях формирования специализированного банка данных Антитеррористическим центром запланирован и осуществляется комплекс мероприятий правового, организационного, управленческого и иного характера; на, некоторых из них хотелось бы остановиться.

Во-первых, разработана структура специализированного банка данных, во-вторых, определены источники его формирования. Очевидно, что создание и постоянное пополнение банка данных материалами соответствующего содержания в необходимом объеме невозможно без организации эффективного информационного взаимодействия компетентных органов государств Содружества.

Вместе с тем есть основания признать наличие серьезных проблем, в том числе в области информационного взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами государств - участников СНГ. Несмотря на неоднократные обращения Центра, в настоящее время информационные материалы, необходимые для формирования банка данных, поступили лишь из Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Молдова, а также от Совета командующих пограничными войсками.

Сложившаяся ситуация значительно затрудняет информационно-аналитическую деятельность Центра, поскольку у нас нет необходимых данных для описания, анализа и прогнозирования развития политической и оперативной обстановки в государствах-участниках.

Я думаю, справедливо будет сказать о том, что своевременность, объем и качество вырабатываемых Центром рекомендаций должны основываться в первую очередь на информации, получаемой из государств - участников СНГ. В этой связи представляется, что компетентным органам необходимо принять срочные меры с целью коренного, радикального изменения сложившейся ситуации в области информационного взаимодействия, без чего эффективное функционирование специализированного банка данных в интересах Содружества объективно невозможно. В решении этой проблемы мы надеемся на всемерную помощь парламентариев.

В правовой сфере на Антитеррористический центр возложено участие в разработке модельных законодательных актов, нормативных документов, а также международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

В целях повышения эффективности борьбы с международным терроризмом Центр мог бы принимать активное участие в подготовке предложений для Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, направленных на дальнейшее совершенствование модельного законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Еще одним направлением деятельности Центра в этой области может стать обобщение практики применения законодательства в области борьбы с терроризмом в государствах СНГ и представление предложений компетентным органам по совершенствованию национального законодательства.

К полномочиям Центра можно отнести анализ мер предупреждения и непосредственного пресечения актов терроризма на территории государств СНГ, а также разработку моделей согласованных антитеррористических операций спецподразделений.

В настоящее время нами подготовлен проект Положения о порядке организации и проведения совместных контртеррористических операций на территории государств - участников СНГ. В Положении отражены:

- цели, задачи, принципы проведения совместных антитеррористических мероприятий;

- условия привлечения сил специального назначения различных государств;

- возможность применения оружия;

- порядок организации и проведения антитеррористических мероприятий;

- руководство операциями.

Данный документ имеет большое значение для пресечения актов терроризма на территории государств СНГ, и вместе с тем при его реализации могут возникнуть серьезные проблемы. Так, совместное использование вооруженных формирований нескольких государств на территории определенного государства вступает в противоречие с его суверенитетом, возникает проблема хранения и применения оружия военнослужащими одного государства на территории другого. Остро встает вопрос о взаимодействии специальных .подразделений различных государств и различных силовых структур, эффективности их совместной практической деятельности.

В настоящее время указанный документ прорабатывается в государствах — участниках СНГ на уровне экспертов. Террористов нужно поставить вне закона, на сегодняшний день это можно сделать только сообща.

Позвольте выразить надежду, что работа данной конференции будет способствовать дальнейшему формированию на пространстве Содружества единого правового поля, что позволит успешно решать задачи, стоящие перед нашими государствами в сфере борьбы с международным терроризмом.

Благодарю за внимание.