Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

"СНГ - девять лет" (аналитический доклад)

"Содружеству Независимых Государств - девять лет" (аналитический доклад)

Доклад подготовлен по материалам, представленным департаментами Исполкома Содружества. В нем проанализированы некоторые направления межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, подведены итоги девяти лет взаимодействия государств в отдельных сферах общих интересов.

Содружеству Независимых Государств исполняется 9 лет. Свою годовщину оно встречает обновленным, четко определившим как стратегические цели, так и ближайшие перспективы развития. Прошедшая накануне минская встреча глав государств, последняя из четырех, состоявшихся в 2000 году, продемонстрировала готовность государств СНГ развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере экономики, предпринимать активные совместные действия в борьбе с международным терроризмом и другими проявлениями экстремизма, укреплению безопасности и стабильности на пространстве Содружества. Документы, принятые на саммите, результаты двусторонних переговоров глав государств и правительств открывают новые возможности для развития межгосударственного партнерства.

Содружество Независимых Государств сегодня - это 12 бывших советских республик, а ныне независимых, суверенных стран, которые, подписав в декабре 1991 года вискулевское Соглашение о создании СНГ и Алма-атинскую Декларацию, взяли на себя обязательства “развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество... в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии систем транспорта и связи, в охране окружающей среды, в гуманитарной и иных областях...”

Простираясь на 11 часовых поясов, они занимают без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что почти в 7 раз превышает площадь всех 15 государств Европейского Союза. Чтобы пересечь территорию СНГ с севера на юг, надо проехать около 5 тысяч километров, а с запада на восток - почти вдвое больше.

По оценкам экспертов, на страны Содружества приходится более четверти разведанных мировых запасов природных ресурсов и 10 % мирового промышленного потенциала. А производят они при таком богатстве по различным расчетам всего от 2 до 3 % мирового ВВП. Это примерно в 5 раз меньше, чем создается государствами Европейского Союза.

Крупнейшая страна СНГ, как, впрочем, и всего мира, - Россия. На ее долю приходится 17 млн. кв. км суши, или 77 % общей площади Содружества. За ней следуют Казахстан (2,7 млн. кв.км, девятая страна мира) и Украина
(604 тыс. кв. км), территория которой превышает площадь Франции - самой большой страны Европейского Союза. И только четыре государства СНГ: Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова имеют площадь менее
100 тыс. кв. км. В ЕС таких стран семь.

На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, или 4,8 процента всего населения Земли. В странах ЕС - 375 млн. человек, что составляет примерно 7 процентов жителей планеты. Если пристально вглядеться в “групповой портрет” населения СНГ, то нетрудно заметить, что его формируют, в основном, жители пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек. Следует отметить, что в пяти государствах - России, Казахстане, Беларуси, Молдове и Украине - в последние годы по разным причинам наблюдается уменьшение числа их жителей.

Нельзя не сказать и о таком неприятном для некоторых стран Содружества явлении, как старение населения, которое специалисты определяют по соотношению числа лиц старших возрастов и удельного веса детей. Особенно резко эта тенденция выражена в России, Беларуси и Украине, где на долю молодых людей приходится всего 21-23 процента, а трудоспособны, как и в государствах ЕС, менее двух третей граждан. В среднеазиатских странах население существенно “моложе”. Например, в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане около 40 его процентов - дети до 15 лет и лишь 4 процента - пожилые люди.

Эти процессы не могут не влиять и на общую численность экономически активного населения стран СНГ, три четверти которого сосредоточены в России и Украине. В последние годы она практически не растет и составляет сейчас примерно половину всего населения Содружества, зато неумолимо снижается уровень занятости трудоспособных граждан. В начале 2000 года общее число безработных в странах СНГ оценивалось в 14 миллионов человек, а на каждую вакансию в среднем по Содружеству претендовал 41 безработный из числа официально зарегистрированных, хотя разбежка по государствам весьма существенна - от 245 в Армении до 1,5 человека в Узбекистане. К этому следует добавить значительное число работников, которые заняты в режиме неполного рабочего дня или находятся в отпусках по инициативе администрации. В Беларуси, например, по итогам 1999 года таких было 8 процентов от общего количества тружеников крупных и средних предприятий, в Киргизии - более 10 %, в Молдове - около 18 %, в России - почти 13 % и Украине - свыше 30 процентов.

А теперь мысленно еще раз взглянем на бескрайние просторы Содружества и в душе порадуемся, что почти четверть отданного ему земного пространства покрыто лесом. Это, безусловно, колоссальное богатство, подлинную цену которого его хозяева пока, к сожалению, не осознали. Этот неутешительный вывод подтверждает сухая, немногословная статистика: расчетная лесосека в целом по Содружеству используется только наполовину. А если бы полностью, да с максимальной переработкой древесины в мебель, бумагу, стройматериалы и другие очень популярные и у нас, и в дальнем зарубежье вещи?

И коль уже мы заговорили о дарованных богом и природой богатствах, то грешно будет не сказать и о других кладовых сокровищ, щедро рассыпанных по просторам СНГ. В первую очередь об энергоносителях, цену которым человечество в полной мере осознало, может быть, только сейчас.

Так вот, страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи, хотя потребляют на собственные нужды чуть больше половины. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, используется - 23%, угля поднимается “на гора” 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% - никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира.

Если всем этим естественным ресурсам и трудовым достижениям дать “местную прописку”, то титул самой богатой страны СНГ, конечно же, достанется России, обладающей огромным производственным и научно-техническим потенциалом, а также колоссальным объемом природных кладовых. Только полезных ископаемых, пользующихся неизменно высоким спросом, в стране около 70 видов. Среди них - крупнейшие запасы нефти (17% разведанных объемов в мире), газа (около 30%), месторождения руд цветных, редких и благородных металлов, включая золото (10-20%), железной руды (17%), каменного угля (6%), алмазосодержащие породы и другие существующие в природе минералы.

Щедро одарила природа и Казахстан. Говорят, из 110 элементов таблицы Менделеева в его недрах выявлено 99, разведано - 70, а используется - более 60. В стране 10 бассейнов, 155 месторождений и 102 проявления каменного и бурого углей, горючих сланцев, огромны запасы нефти и газа. Добывается 60 видов металлических руд, разведаны и разрабатываются залежи марганцевых, хромистых, титановых, никелевых, вольфрамовых, молибденовых, медных и урановых руд, золота, свинца, бокситов и других сокровищ.

В недрах Украины ждут своего часа огромные запасы угля, железных руд, калийных солей, нефти и газа, ртути, титановых руд.

Одно из ведущих мест в мире по запасам меди, серебра, золота, свинца, цинка, вольфрама, природного газа и других ископаемых занимает Узбекистан. Только разведанные запасы минеральных ресурсов оцениваются экспертами примерно в 3 триллиона долларов. А по объемам добычи золота страна занимает второе место в Содружестве (после России) и первое - в расчете на душу населения.

В пятерку крупнейших стран мира по запасам природного газа входит Туркменистан. Велики разведанные ресурсы нефти и каменного угля, открыты перспективные месторождения различных солей, серы, коалинов, озокерита, благородных металлов, в том числе золота, уникальных самоцветов - яшмы, агатов, кварцевых жеодов, мраморных ониксов и других.

Богат полезными ископаемыми Азербайджан. Помимо всем известных крупных кладовых нефти, в его недрах открыты большие запасы железных руд, молибдена, кобальта, мышьяка, а также алунитов, причем, месторождение последних близ Гянджи имеет, по мнению специалистов, мировое значение.

Беларусь уже несколько десятилетий сохраняет лидерские позиции среди республик бывшего СССР по добыче калийных удобрений и производству большегрузных автомобилей, тракторов, химических волокон. Киргизия вошла в число 15 стран мира, владеющих богатейшими запасами золота, Таджикистан постепенно наращивает объемы производства алюминия, отвечающего мировым качественным стандартам, Армения увеличивает добычу и переработку медных и молибденовых руд, в Грузии радужные перспективы связывают с месторождениями марганца, производством специфических продуктов - чая, табака, цитрусовых, эфирного и тунгового масел, Молдова помимо благодатного климата и плодороднейших черноземов может рассчитывать и на солидные запасы белого известняка, цементного сырья, гипса и стекольных песков.

Словом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов. Разумное использование всего комплекса благоприятных условий и возможностей открывает перед странами Содружества реальные перспективы успешного преодоления изрядно затянувшегося кризиса, повышения их удельного веса и влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

По каким законам дружим?

С первых, очень робких шагов и по сей день лобастые стратеги предрекали Содружеству неминуемую и бесславную кончину. А оно вопреки всем прогнозам все еще держится. И одна из причин долголетия СНГ в том, что оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, в нем нет ни старших, ни младших. Кроме того, не следует забывать, что на СНГ легла очень сложная историческая миссия - сформировать основы новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые учитывали бы интересы всех и каждого в отдельности.

Не раз говорилось и писалось о том, что подписанные в декабре 1991 года в Вискулях и Алма-Ате политические решения об образовании СНГ прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. Они гарантировали координацию действий вошедших в Содружество государств, отсутствие которой грозило не только им, но и всему мировому сообществу трудно предсказуемыми последствиями. Именно с образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы политического и экономического размежевания бывших союзных республик.

Какие бы аргументы не приводили оппоненты Содружества, они не могут отрицать очевидного - его создание обеспечило появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, способствовало выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства. Конечно, это был не простой период в жизни сообщества. Он показал, что строительство СНГ - отнюдь не скорое и не легкое дело. Проявившаяся в новых государствах эйфория независимости породила в некоторых из них стремление к противопоставлению понятий национальной государственности и межгосударственной интеграции. Они рассматривались нередко как несовместимые. Игнорировались традиционно тесные межреспубликанские связи. Их необдуманное свертывание повлекло за собой повсеместный спад производства, снижение жизненного уровня людей.

В некоторых государствах укрепилось мнение, что можно приобщиться к мировому прогрессу, целиком полагаясь лишь на двусторонние межгосударственные отношения и не развивая широкие многосторонние связи. Нацеленность отдельных стран на приоритетность делового сотрудничества с государствами “дальнего зарубежья”, а не внутри СНГ, тоже стало определенным тормозом в развитии взаимовыгодного сотрудничества.

К сожалению, не были использованы благоприятные возможности и открывавшиеся широкие перспективы в рамках СНГ, основанные на уже достигнутых договоренностях. В итоге многие проблемы в государствах остались нерешенными. В общественном сознании закрепилось мнение о низкой эффективности интеграции, о весьма малой отдаче от взаимосвязей стран СНГ.

В качестве аргумента часто используется миф о тысячах торжественно подписанных, но не востребованных документов, так и оставшихся простыми декларациями о намерениях. Да, за годы существования СНГ принято более тысячи правовых актов. Речь идет о документах, подписанных президентами либо премьерами, а не обо всех зафиксированных договоренностях, которыми, как правило, завершаются заседания различных советов, комитетов или комиссий. Кстати, на недавнем Минском саммите главы государств и главы правительств по результатам инвентаризации признали прекратившими действие 358 международных договоров, соглашений и решений. Эти документы либо выполнили свою функцию, либо на смену им пришли новые договоренности. Правовая база Содружества сократилась таким образом более чем на треть.

А теперь давайте вспомним, с чего начинали все авторитетные межгосударственные сообщества, будь то Европейский союз или АСЕАН? Вошедшие в них страны в первую очередь позаботились о создании прочного правового фундамента, на который опирается сейчас их тесное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, на эту непростую работу им понадобились десятки лет. И когда упрекают Содружество, что за 9 лет сделано не так много, как хотелось бы, есть, видимо, резон напомнить биографию нынешнего ЕС. Начинали его участники экономическую интеграцию с создания трех отраслевых сообществ, на что пришлось потратить 10 лет. Затем они долго и настойчиво шли к общему рынку, а сейчас продолжают формирование общего экономического пространства. Только через 30 лет они смогли договориться о согласованных шагах во внешней политике и в сфере безопасности, спустя 40 лет ввели безвизовый режим и через полвека не очень активно пытаются обзавестись общей валютой.

Серьезным достижением объединенной Европы явилось создание единого наднационального органа, каким стала Комиссия европейского сообщества. Но случилось это на двадцатом году существования Союза. У СНГ такого резерва времени нет, потому оно вынуждено иногда спешить и принимать документы, для реализации которых благоприятные условия пока явно не созрели.

Особенно это заметно в сфере многостороннего экономического партнерства. Этой проблематики касается почти четверть всех правовых актов. По большому счету они призваны служить главному - созданию правовой основы для экономической стратегии государств на длительную перспективу с учетом их взаимных интересов и норм международного права. Проще говоря, формировать условия для проведения важнейших экономических преобразований и поэтапного создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. И дело конкретного государства - воспользоваться этим фундаментом или строить с чистого листа, начиная с собственного “нулевого цикла”.

К сожалению, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены не воспользовались дарованным им общим наследием, а скорее наоборот, постарались законодательно закрепить существенные различия в экономической политике. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ экономическое пространство Содружества было разделено на части. Образовались 4 региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова). Их роль и значение можно оценивать по-разному: с одной стороны, как снижение уровня согласованности в рамках СНГ, с другой, как поиск новых, более тесных форм интеграции между странами. При этом нельзя не учитывать и того факта, что за 9 постсоветских лет сложилась новая политическая и социально-экономическая реальность. Как мы уже сказали, проведенные в бывших советских республиках преобразования утвердили их национальную государственность. Итогом либерализации экономики, внедрения во все сферы хозяйственной жизни новых институтов обозначились базисные контуры рыночного хозяйства, усилились тенденции к оживлению производства и постепенному экономическому росту.

Сошлемся на статистику за прошлый год и десять месяцев нынешнего. В 1999 году в среднем по странам СНГ валовый внутренний продукт увеличился на 2,9 %, промышленное производство - на 7 %, объемы продукции сельского хозяйства возросли на 2 %, перевезено грузов предприятиями транспорта на 4 % больше.

Положительные итоги минувшего года создали благоприятные условия для продолжения экономического подъема. За десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в Беларуси и Украине - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России - 9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в Грузии - 6,2 %. Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения.

Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта - на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане - на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.

Обнадеживающая статистика зафиксирована в социальной сфере. Номинальная заработная плата в большинстве государств постепенно возрастала и в сентябре, исходя из официальных курсов валют, она соответствовала 101 доллару в Казахстане, 86 - в РФ, 65 - в Беларуси, 46- в Украине, 45 - в Азербайджане и 41 - в Армении. Самой низкой средняя зарплата была в Таджикистане - около 9 долларов.

Реальная зарплата, определяемая объемом товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату, росла не столь заметно, и в январе в 11 государствах (кроме Азербайджана) была на 10-35 % ниже показателя предыдущего месяца, в сентябре в половине стран зафиксирован ее рост на 1-7 %, в другой половине - снижение на 1-3 % по сравнению с предыдущим месяцем.

Как видим, отсутствие ярко выраженного статистического лидера, близость многих важнейших показателей, временное совпадение подъемов и спадов деловой активности подтверждают, что спустя девять лет неустанного поиска собственного пути развития и наиболее подходящих деловых партнеров, между странами СНГ по-прежнему сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость. Например, большинство стран Содружества “завязано” на поставки российских энергоносителей. И уж абсолютно все государства не могут пока обойтись без емкого российского рынка для своих малоконкурентных товаров, им никак не миновать транзита через территорию России в страны дальнего зарубежья.

В свою очередь и Россия остро нуждается в сотрудничестве с государствами СНГ. Эксперты подсчитали, что без тесного взаимодействия с партнерами из стран Содружества будет затруднено развитие 102 отраслей российской экономики. Высокая степень взаимозависимости связывает и другие страны СНГ. Так, Туркменистан удовлетворяет значительную часть потребностей Грузии в природном газе. Поставки из Узбекистана и Казахстана жизненно важны для экономики Таджикистана и Киргизии. Молдавия экономически неразлучна с Украиной и т.д.

Деловая привязанность стран СНГ друг к другу, а также растущее во многих государствах понимание того, что переориентация на Запад может привести к дальнейшему ухудшению и деградации национальных структур, разрушению прогрессивных наукоемких отраслей, объективно способствующих экономическому сближению стран Содружества. Да и опыт многих региональных сообществ свидетельствует, что наиболее эффективно и полно использовать богатый потенциал государств можно путем поэтапного создания общего экономического пространства, где первый этап целиком посвящается строительству зоны свободной торговли, нормализации платежно-расчетных отношений, унификации налоговой и ценовой политики.

Эти и другие обстоятельства, видимо, и определили недавнее решение глав государств сосредоточить многостороннее взаимодействие в деловой сфере на реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Тем более, что за истекшие годы принят объемный пакет документов, развивающих нормы этого правового акта. В их числе соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт, о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Можно назвать также соглашения о создании Платежного союза, о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов, об общем аграрном рынке и другие. Всего за последнее время по проблеме формирования зоны свободной торговли принято более двух десятков документов, в том числе два - Протокол о правилах лицензирования импорта и правила определения страны происхождения товаров - подписаны на Минском саммите 30 ноября с.г.

Лидеры большинства стран СНГ (за исключением Туркменистана) справедливо считают, что к настоящему времени созрели необходимые экономические предпосылки для создания зоны свободной торговли. По их мнению ее формирование позволит в перспективе обеспечить взаимный недискриминационный доступ на национальные рынки, стимулировать переориентацию внешнеэкономического сотрудничества в пользу внутренних торговых, производственных и кооперационных связей, упростить и унифицировать таможенные процедуры, организовать эффективную информационную поддержку торгового обмена в рамках СНГ.

Распространение режима свободной торговли на все без исключения государства СНГ означало бы крупный сдвиг в реализации курса на экономическую интеграцию в рамках Содружества. Неоднократно провозглашавшийся принцип приоритетности взаимного сотрудничества в таком случае приобрел бы реальный международно признанный механизм торгово-экономического взаимодействия, вызвал дополнительные экономические стимулы для активизации деловых связей на пространстве СНГ.

К сожалению, приходится говорить лишь о первых робких шагах навстречу режиму свободной торговли. Потому что становление этого процесса сталкивается со многими проблемами. Государства в одностороннем порядке вводят изъятия из режима, сооружают административные и фискальные препятствия, имеющие местный или региональный характер. По данным Исполкома СНГ, общая численность изъятий включает в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ свыше ста товарных позиций. Не спешат государства Содружества, особенно экспортеры энергоресурсов, на переход к взиманию косвенных налогов по международному принципу “страны назначения товара”, что сегодня является самым большим тормозом в реализации многосторонних договоренностей.

Как результат, средние экспортные и импортные цены в торговле внутри СНГ, как правило, значительно выше, чем со странами остального мира. Обычным явлением стали неплатежи и многомесячные задолженности, по-прежнему живые деньги часто заменяет бартерный обмен. И в итоге выходит, что условия торговли в рамках Содружества сегодня заметно хуже, чем за пределами этого регионального образования.

Не секрет, что введение полномасштабной зоны свободной торговли требует существенного обновления национальной нормативно-правовой базы и развития организационно-институциональных форм торгово-экономического сотрудничества, координации торговой политики в отношении третьих стран.

И здесь не без оптимизма можно отметить, что в торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время происходит ряд существенных изменений, которые в целом приближают их к действующим нормам и правилам международной практики. Во-первых, заметно свернута система межгосударственных взаимосвязанных поставок продукции на эквивалентной основе, резко сократились масштабы государственных внешнеторговых операций. Во-вторых, возросла роль косвенного государственного регулирования внешнеторговой деятельности через механизмы налогового, таможенного и валютного контроля. В-третьих, в основном завершено формирование внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, применения протекционистского таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка. В-четвертых, в результате последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности торговые отношения более устойчиво развиваются на рыночных принципах, осуществляются непосредственно хозяйствующими субъектами, которые сами несут ответственность за выполнение заключенных контрактов.

Таким образом, к настоящему времени в государствах СНГ созрели необходимые экономические предпосылки для окончательного перехода к режиму свободной торговли. Остается завершить проведение государственных процедур, необходимых для вступления документов по зоне в силу (этого не сделали пока Грузия и РФ), решить проблему унификации системы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг, постепенно перейти к согласованной методологии и общему подходу к валютному регулированию, в частности, определению курсов национальных валют друг к другу и к свободно конвертируемым валютам третьих стран на единой рыночной основе.

Разумеется, зона свободной торговли сама по себе не решит всех проблем социально-экономического сотрудничества, как переходящих из вчерашнего дня, так и рождающихся в нынешнем движении. Несложно предвидеть, что по мере углубления интеграции, на смену одним задачам будут приходить другие, не менее трудные. Это естественно. Как очевидно и то, что зона свободной торговли стимулирует не только товарообмен, но и взаимные связи в других сферах жизни государств. Она непременно вызовет подвижки в правилах перемещения граждан, их пребывания в других странах, в реализации права на труд. Зона заставит национальные институты и ведомства по иному взглянуть на проблемы, связанные с социальной защитой людей, проведением информационной политики, со множеством других вопросов, на первый взгляд к торговле вообще не имеющих отношения.

Конечно, было бы крайне наивным считать, что свободная зона станет панацеей от всех напастей. Но нельзя не видеть и непосредственной связи между развитием товарообмена и, скажем, укреплением взаимопонимания, между свободой перевозок и урегулированием спорных моментов в межгосударственных отношениях, с развитием долговременного сотрудничества в рамках СНГ и плавной трансформацией достаточно аморфного пока Содружества в эффективный международный механизм, основанный на общности и дополняемости экономик входящих в СНГ стран.

Как отмечалось на последнем саммите глав государств в Минске, сегодня в отношениях между странами Содружества крайне необходим разумный протекционизм, который позволял бы укреплять взаимные позиции на внутреннем рынке, аккумулировать реальные ресурсы для развития собственных отраслей и предприятий, чтобы они смогли занять достойное место в новой структуре мирового хозяйства. И не в качестве поставщиков дешевого сырья, а в составе крепкого регионального объединения, способного отстаивать интересы своих участников.

Если потенциал зоны свободной торговли начнет реализовываться в полной мере, то можно ожидать, что доля СНГ в мировой торговле, составляющая сейчас около 2 % , будет более соответствовать потенциальным возможностям этого сообщества. Первые положительные симптомы уже появились: Россия приняла закон о переходе с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов во взаимной торговле по принципу “страны назначения” товаров. Есть надежда и на то, что двусторонние переговоры, которые сейчас ведутся странами СНГ, постепенно снимут остроту проблем и с изъятиями из режима свободного товарообмена. В государствах все большее число людей приходят к пониманию, что реальное введение и успешное функционирование зоны свободной торговли, являющейся экономическим ядром Содружества, в принципе определит будущее СНГ в целом.

Но прежде чем “зона” по - настоящему заработает, необходимо завершить разработку, подписание и введение в действие комплекса международных правовых документов, регламентирующих наиболее принципиальные вопросы ее функционирования.

Комплекс этот состоит примерно из 40 базисных документов и 40 соглашений, определяющих узкоспецифические аспекты механизма самого режима свободной торговли. Сейчас из всех необходимых договоренностей оформлено и принято государствами лишь 75 %. Причем, среди документов базисного комплекса лишь чуть более, чем в половине случаев внутригосударственные процедуры реально осуществлены всеми 12-ю странами СНГ. Таким образом, даже на строительстве правового фундамента “зоны” предстоит еще большая и кропотливая работа. К этому надо присовокупить еще и формирование отдельных ее сегментов (топливно-энергетического, агропромышленного, машиностроительного и т.п.).

Можно полагать, что ЗСТ поможет реализовать преимущества территориального разделения труда, производственной кооперации, а также повысит эффективность пока еще только нарождающихся в СНГ транснациональных корпораций, которые в ЕС исчисляют десятками тысяч. А ведь именно они в условиях свободной торговли способны быстрее и настойчивее отыскивать ниши на рынках СНГ и мира.

И еще об одной весьма важной для судеб интеграции стран СНГ проблеме. Не секрет, что экономика большинства постсоветских государств имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Причем роль топливно-сырьевых товаров и полуфабрикатов, жестко не привязанных к конкретным зарубежным потребителям, в экспорте всех стран СНГ в последнее время еще более возросла. По сути, для поставщиков совершенно безразлично, куда и кому продавать эти товары - их купят везде. К тому же покупатели из дальнего зарубежья, бесспорно, обладают определенными преимуществами - они, как правило, надежны, расплачиваются конвертируемой валютой, идут на долгосрочные контакты и даже готовы найти инвестиции на развитие близких им производств.

Нельзя не упомянуть и о так называемой транспортной составляющей, доля которой особенно в 1996-1999 годах резко возросла и достигла в экспортной цене, скажем, минеральных удобрений, химических товаров и металлопродукции 30 %. В этой связи их производителям стало выгоднее отправлять подобный товар в географически более близкие к ним страны дальнего зарубежья.

Наконец, традиционные для государств Содружества экспортные товары - топливно-сырьевые и полуфабрикаты - наиболее подвержены влиянию конъюнктуры цен на мировых рынках, что заметно осложняет оценку условий торговли, зачастую приводит к сбою в сделках, влечет за собой большие экономические потери, накапливание взаимных долгов и прочие неприятности.

Преодолеть эти трудности можно за счет развития взаимной торговли, так как в ней доля продукции высокой переработки понемногу увеличивается и сейчас, например, в экспорте России в страны СНГ изделия машиностроения составляют уже 27 %, тогда как во всем экспорте - менее 6 %. Нельзя допустить отступления на рынках продукции высокой степени переработки, их постепенную миграцию к западным компаниям. Вернуть их будет практически невозможно. Ведь уже через несколько лет все страны СНГ, включая Россию, столкнутся с глобальной проблемой - необходимостью практически полного обновления своего производственно-технического аппарата. Их вынудит к этому закритический уровень изношенности основных фондов во всех странах.

И тогда упущенные рынки машинотехнической продукции обернутся настоящей бедой, все выгоды от ее продаж достанутся Западу. К тому же он получит фактически бессрочный тотальный контроль над реальным сектором экономики во всем СНГ.

Вывод: нужно быстрее прекратить самим разрушать естественный внутренний рынок. В дальнем же зарубежье, как теперь это прекрасно известно, “чужих” производителей конечной продукции совсем не ждут.

К счастью, объективная основа для торгово-экономического взаимодействия пока в СНГ полностью сохраняется - до 80 % товаров стран Содружества потребляется в пределах его границ. Именно поэтому нужен разумный протекционизм в отношении взаимной торговли, стимулирующие торгово-экономические режимы - зона свободной торговли, таможенный союз, а в перспективе - и общее экономическое пространство.

Отраслевой ареал Содружества

Даже самые бескомпромиссные критики СНГ вынуждены иногда признавать, что наиболее отчетливо эффективность Содружества проявляется в деятельности отраслевых советов. Именно здесь весьма заметны пусть небольшие, но все же конкретные результаты. Понимая невозможность рассказать обо всех межгосударственных и межправительственных органах, число которых приближается к 80-ти, остановимся на отдельных примерах, стараясь выявить общие тенденции их деятельности и близкие проблемы.

Начнем, пожалуй, с одной из важнейших отраслей национальных экономик – сельского хозяйства, на подъем которого направлена деятельность сразу нескольких межправительственных структур, в том числе советов по вопросам агропромышленного комплекса и по сотрудничеству в области ветеринарии, координационного совета по вопросам семеноводства. Попутно заметим, что в отдельных странах СНГ доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем объеме валовой добавленной стоимости достигает 44 процентов, а число занятых в отрасли исчисляется десятками миллионов человек.

Аграрный сектор в силу своей значимости нередко берет на себя функцию стабилизатора социально-экономического положения в обществе, добровольного донора, благодаря которому формируются финансовые ресурсы других отраслей.

Реорганизация колхозов и совхозов в большинстве государств СНГ изменила структуру землевладения и землепользования, сформировала новый класс сельских товаропроизводителей. Уже к 1998 году в составе сельскохозяйственных предприятий главенствующей стала частная форма собственности. Здесь занято от 60% до 98% общей численности работающих в сельскохозяйственном производстве. На начало 2000 года в странах СНГ создано свыше миллиона крестьянских (фермерских) хозяйств.

Однако реформирование аграрного сектора в условиях глубокого кризиса, сопровождающегося распадом прежних хозяйственных и экономических связей, ростом инфляции, сужением рынков сельскохозяйственного сырья, продовольствия и средств производства, сокращением государственного финансирования, удорожанием кредитов, ростом неплатежей и снижением покупательной способности населения не привело к мобилизации внутренних резервов и повышению эффективности производства.

За девять лет доля сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений за счет всех источников финансирования сократилась от 2 до 60 раз. Объемы приобретения техники предприятиями аграрного сектора уменьшились по некоторым видам в десятки раз. Значительно сократилось также применение минеральных удобрений.

В целом для села стали характерны деспециализация производства из-за нарушения единого экономического пространства, общий спад и углубление проблем обеспечения населения продовольствием и промышленности сырьем. Объемы сельскохозяйственного производства в среднем по государствам Содружества сократились за девять лет на 36%, в том числе в Азербайджане на 49%, России, Украине и Молдове - 37-40%, Беларуси и Таджикистане - 24-26%, Кыргызстане и Узбекистане - 7-8%, Грузии - 3%. В Армении производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1991 г. возросло на треть.

Низкий уровень производства зерна и других продуктов питания, прежде всего мяса, молока, круп, яиц, растительного масла, неконтролируемый импорт продовольствия в большинстве стран Содружества, а также снижение доходов населения привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продовольствия.

Так, например, на столах граждан меньше стало мяса и мясопродуктов в 1,3-2 раза, молока и молокопродуктов - в 1,3-3 раза. Их отсутствие люди пытаются компенсировать за счет картофеля и хлеба. По потреблению продуктов питания страны СНГ с 6-7 переместились на 36-40 место в мире.

Во внешней торговле сельскохозпродукцией и продовольствием контакты со странами остального мира преобладают над связями внутри СНГ - на долю государств СНГ приходится не более 30% внешнеторгового оборота этой продукции, что не соответствует стратегическим интересам государств - формированию общего аграрного рынка и созданию их общего экономического пространства. Развитие межгосударственной торговли может и должно стать отправной точкой экономической интеграции агропромышленных комплексов стран Содружества.

Общеизвестно, что распад Союза болезненно ударил по некогда единой советской науке, хотя и представленной многими национальными школами и исследовательскими центрами. И потому среди первых шагов, предпринятых странами СНГ, была организация взаимодействия в научно-технической сфере. Оперативно Советом глав правительств был принят пакет межгосударственных соглашений, основной направленностью которых стала координация научно-технического сотрудничества, проведение согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в научно-технической информации, в области защиты и охраны прав интеллектуальной собственности и патентоведения.

Были созданы межгосударственные советы по стандартизации, метрологии и сертификации, по вопросам охраны промышленной собственности, научно-технический совет и координационный совет по научно-технической информации.

В ноябре 1995 г. принято Соглашение о создании общего научно-технологического пространства СНГ, в соответствии с которым в июне 1996 г. создан Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию и его исполнительный орган - Межгосударственный научно-технический совет.

Одновременно с созданием основ нормативно-правовой базы общего научно-технологического пространства Комитет сосредоточил свое внимание на разработке межгосударственных программ и проектов. В 1997 г. принята научно-техническая программа “Создание конкурентоспособных на мировом рынке сварных конструкций, ресурсосберегающих технологий, материалов и оборудования для сварочного производства”. Подготовлен проект программы “Новые материалы”, реализация которой позволит создать материаловедческую базу для разработки и организации выпуска современной продукции, а также проекты других межгосударственных программ. Например, в июне 2000 года Совет глав правительств принял Соглашение, касающееся технических барьеров в зоне свободной торговли, разработанное по инициативе Комитета.

Формирование общего научно-технологического пространства, как среды, в которой государствами СНГ проводится согласованная научно-техническая политика, направленная на внедрение в производство высоких технологий, объективно будет служить более эффективному развитию национальных экономик.

В связи с этим, приоритетной задачей на современном этапе для государств Содружества должно стать осуществление коренной модернизации технологической базы производства, повышение качественного уровня и конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Уже в первые постсоветские дни серьезной “головной болью” руководства молодых суверенных государств стало обеспечение надежного энергоресурсоснабжения народного хозяйства и жилого сектора, восстановление нарушенных связей в горнодобывающей промышленности и в воспроизводстве минерально-сырьевой базы. Был подписан солидный пакет соглашений и договоров, создан Электроэнергетический совет, который взял на себя основную заботу по реализации этих документов.

С участием Совета подготовлен Прогноз удовлетворения потребностей стран СНГ в нефти и газе до 2005 года с учетом предполагаемого уровня развития их экономик. В документе дано научное обоснование наиболее рациональных путей реализации этого документа, включая разработку оптимальной схемы потоков нефти и газа, с учетом их транзита через третьи страны. Подготовлены предложения по заключению долгосрочных соглашений между странами-потребителями и странами-поставщиками нефти, газа и продуктов их переработки с фиксированными объемами поставок на перспективу.

Разработана и утверждена в октябре 1999 года межгосударственная программа “Высоконадежный трубопроводный транспорт”, целью которой является модернизация системы магистральных трубопроводов, повышение надежности функционирования энергетического комплекса и энергоснабжения государств СНГ. Программа направлена на создание единого нормативно-технического пространства стран СНГ в области трубопроводного транспорта, гармонизацию норм и стандартов со странами Европейского союза, США, Канады, проведение согласованных мероприятий по реализации научно-технической продукции в сфере строительства, ремонта, защиты и диагностики трубопроводов, новых сварочных технологий.

Планируя перспективы развития энергетического сотрудничества, страны СНГ учитывают, что оно сегодня движется на разных скоростях и строится в разных конфигурациях. Его будущее в немалой степени зависит от расширения долгосрочных горизонтальных связей между энергетическими компаниями Содружества, в частности, от успешного создания совместных структур, включая финансово-промышленные группы, взаимного проникновения капиталов и совместного инвестирования крупных энергетических проектов.

Совершенно новым явлением в экономической жизни государств Содружества можно считать зарождение и стремительное взросление малого бизнеса как одного из важнейших в государственной политике. Правовым его признанием стало подписание в январе 1997 года Советом глав правительств Межправительственного соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства и создании отраслевого Консультативного совета.

Им с участием ученых и предпринимателей разработан проект межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства на срок до 2001 года. Ее реализация приобретает особое значение в связи с активизацией перехода к режиму свободной торговли. Она призвана способствовать созданию необходимых условий для расширения делового сотрудничества субъектов малого бизнеса. В рамках программы предусматривается осуществление мер, ориентированных на поддержку и развитие этого сектора, расширение партнерских связей предпринимателей.

К слову сказать, развитие в странах СНГ рыночной инфраструктуры стимулирует перераспределение квалифицированной рабочей силы с крупных предприятий в сферу малого бизнеса. Он все уверенней становится наиболее динамично развивающимся сектором экономики государств Содружества, о чем свидетельствует растущая численность постоянно занятых в нем работников. По оценкам экспертов, сегодня в малом предпринимательстве "прописано" более 20 млн.человек.

Для наглядности приведем несколько конкретных примеров. Так, в Казахстане предприятиями и организациями малого бизнеса (а их около 350 тысяч) производится, по оценкам экспертов, 70 процентов всех товаров и услуг. При этом руководство страны стремится еще больше активизировать развитие малого бизнеса. Не так давно издано распоряжение президента Н.Назарбаева “О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности”. Готовится законопроект, разработанный республиканским Агентством по поддержке малого бизнеса, вносящий позитивные для мелких предпринимателей изменения и дополнения в ряд законодательных актов.

В результате усилий государственных органов в 2000 году по сравнению с предыдущим годом количество субъектов малого бизнеса в Казахстане увеличилось на 23 процента, а число занятых в нем работников - на 25.

В Киргизии президент А.Акаев недавно заявил: “Мы наметили программу действий на ближайшие 10 лет, в которой роль главного двигателя исполнят именно представители малого и среднего бизнеса”. Сейчас в республике действует 25 тысяч малых и средних предприятий, на которых занято более одного миллиона человек (это при четырех миллионах общей численности населения страны).

Парламентом принят закон об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса. Этот документ предусматривает замену всех налогов, которыми облагаются малые предприятия, единым дифференцированным налогом с валовой выручки. Его ставки устанавливаются в размере от трех до десяти процентов. В связи с этим, как ожидается, налоги на физических и юридических лиц, составляющие ныне от 13 до 30 процентов выручки предприятий, снизятся в 2-2,5 раза, а общая сумма их поступления в бюджет возрастет. Подготовлен также проект социального закона о защите прав предпринимателей. Предполагается, в частности, существенно упростить процедуру регистрации малых предприятий.

В малом бизнесе Узбекистана сегодня работают 4 миллиона 300 тысяч человек, что составляет 46,7 процента от общего количества занятых в республике. Доля малого и среднего предпринимательства в производстве ВВП увеличилась в первом полугодии 2000 года до 13,2 процента. В стране зарегистрировано 175 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. За январь-июнь 2000 года эти фирмы реализовали готовой продукции на 12,8 миллиарда сумов (318,4 = 1$). К тому же за первое полугодие именно благодаря малому бизнесу в стране дополнительно создано 106 тысяч новых рабочих мест, что в два раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Согласно принятому правительством республики постановлению “О мерах совершенствования импорта” с первого июля 2000 года узбекские “челноки” могут ввозить на территорию страны товары без применения предельных норм беспошлинного ввоза. При пересечении таможенной границы ряд продовольственных товаров (масло, чай, сахар) освобождаются от акцизного налога. Склады и торговые площадки, в том числе и свободные площади в нежилом фонде, должны предоставляться под торговлю частным предпринимателям с льготной арендной платой. Юридические лица получили право закупки импортных товаров у “челноков”. Торговые предприятия освобождаются от арендной платы за землю.

В Армении Центральный банк республики реализует две специальные кредитные программы по финансированию малого и среднего бизнеса. В программе участвуют финансовые организации Германии, а также местные коммерческие банки “Анелик”, Банк крестьянской взаимопомощи и Армагробанк.

Одна из программ - микрокредитования - предусматривает предоставление кредитов в размере до 4,5 миллиона драмов (550 = 1$) на срок до трех лет тем предприятиям, где занято не более 20 человек. В зависимости от рода деятельности заемщика и условий кредита процентная ставка варьируется в пределах 2-2,5 процента в месяц.

По второй программе - малого кредитования - предполагается выдавать кредиты от 4,5 миллиона до 22 миллионов драмов на срок до трех лет при условии, что количество работников на предприятии не превышает 50 человек. Процентная ставка та же, что предусмотрена первой программой. Обе программы финансируют оборотный капитал и основные средства независимо от рода деятельности предприятия.

В России в настоящее время действует около миллиона малых предприятий, в основном в сфере розничной торговли, услуг и строительстве. Причем ежегодно “челночный” импорт, по оценкам экспертов, составляет около трех миллиардов долларов.

Словом, малый бизнес сегодня - это стремительно развивающийся сектор современной рыночной экономики на постсоветском пространстве.

Благодаря деятельности Совета по железнодорожному транспорту в течение всех лет после распада Союза согласованно работают железные дороги. Совет принял и ввел в действие более 80 соглашений, правил, инструкций, положений и других документов, регламентирующих межгосударственные перевозки пассажиров и грузов, совместное использование грузовых вагонов и контейнеров. Решены многие другие проблемы сотрудничества и взаимодействия, что обеспечило бесперебойное действие “кровеносной системы” экономики на всем постсоветском пространстве. Показательный пример авторитета Совета - в его работе активно участвуют специалисты отрасли из стран Балтии и Болгарии.

Такие же задачи, только уже не на земле, а в небесах, успешно решает Межгосударственный авиационный комитет (МАК). По его инициативе подписаны соглашения о сотрудничестве со многими государствами Западной Европы, Азии, Африки и Америки. После заключения Межправительственного соглашения с США о взаимопризнании систем сертификации авиационной техники и ее производств авиационные стандарты и система сертификации, действующие в странах СНГ, получили статус международных.

Наиболее плодотворно, по признанию специалистов и общественности государств СНГ, развивается сотрудничество в сфере культуры. Соглашения, регулирующие их взаимодействие, были в числе первых договоров, заключенных в рамках СНГ. Они касались судьбы культурных и исторических ценностей, регулировали правопреемство в отношении государственных архивов бывшего Союза. В мае 1992 года в Ташкенте было подписано многоплановое Соглашение о культурном сотрудничестве государств СНГ. В марте 1995 года в Минске создан Совет по культурному сотрудничеству, ставший одной из наиболее активно и продуктивно работающих структур в системе органов СНГ. В его работе в качестве наблюдателей участвуют Всеобщая Конфедерация профсоюзов и Международная ассоциация содействия культуре. По инициативе Совета и при его непосредственном участии в Минске успешно прошел Первый конгресс деятелей культуры стран Содружества. В рамках совместных программ государств СНГ организуются международные встречи и театральные фестивали, конкурсы, выставки.

Активизировались творческие контакты после подписания в мае 1995 года Соглашения о сотрудничестве в области кинематографии. Мастера экрана плодотворно взаимодействуют в совместном производстве фильмов, организации и проведении Дней кино, премьер и презентаций новых лент.

Заметным событием в культурной жизни Содружества стал ежегодный праздник искусств “Славянский базар”, проводимый в Витебске. Осенью 1997 года по инициативе Всеобщей Конфедерации Профсоюзов состоялся II Международный фестиваль художественного творчества народов СНГ. В августе 1998 года Москва принимала первый Межгосударственный телефорум стран Содружества, в сентябре 2000 г. - второй. Учредителями выступили Исполнительный комитет СНГ, Гуманитарный фонд Содружества, телерадиокомпания "Мир" и другие. Форум собрал представителей более 100 телевидеопроизводящих и телевещательных организаций из стран СНГ. Его участники подписали обращение с предложением сделать телефорум постоянно действующей организацией, главная цель которой - активизация обмена телепрограммами и другой продукцией между телерадиокомпаниями стран СНГ.

Сотрудничество в сфере культуры показывает, что многого можно достичь лишь при наличии взаимной заинтересованности и стремлении государств развивать и укреплять давние плодотворные и взаимообогащающие связи.

Распад единого образовательного пространства породил в государствах Содружества немало общих проблем. Это ускорило осознание необходимости восстановления утраченных связей и координации совместных усилий, направленных на развитие образования.

В 1992 году главами правительств были подписаны соглашения о сотрудничестве в области образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации. В целях реализации этих соглашений проведены две конференции министров образования государств СНГ, создана Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Однако в рамках этих соглашений не удалось достичь необходимого взаимодействия национальных систем образования. Стало очевидным, что копирование опыта отдельных государств Западной Европы и Америки не может привести к радикальному улучшению их деятельности. В январе 1997 года главы правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана подписали Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, соглашения о взаимодействии в сфере распространения знаний. В соответствии с этими документами созданы Совет по сотрудничеству в области образования и Комитет по распространению знаний и образованию взрослых.

В заслугу Совету можно поставить подготовку для подписания главами правительств проектов Конвенции о признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, Соглашения об информационном обмене в сфере образования и ряд других проектов. Разработана Программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ на 2000-2005 годы. Она предусматривает создание нормативно-правовой базы, согласование государственных образовательных стандартов всех уровней, правовое и организационное обеспечение взаимного признания и эквивалентность документов об образовании, учебно-методическое, научное и информационное его обеспечение.

В 1998 году состоялось расширенное заседание Совета с участием представителей министерств образования государств СНГ, ЮНЕСКО и других международных организаций. Оно стало важным шагом на пути восстановления практики проведения конференций министров образования и позволило уже в марте 1999 года провести в г. Москве после шестилетнего перерыва III конференцию министров образования стран Содружества, на которой всесторонне были обсуждены проблемы взаимодействия в области нормативно-правового и учебно-методического обеспечения интеграции.

В сентябре 1999 года в Минске состоялась Международная конференция министров образования стран СНГ, Центральной и Восточной Европы по проблеме реформирования средней школы в странах с переходной экономикой. На ней определены направления дальнейшего сотрудничества в реализации совместных программ и принят ряд важных документов.

На протяжении всех постсоветских лет предпринимались попытки сохранить и умножить добрый опыт взаимной помощи в охране и укреплении здоровья населения. Уже в июне 1992 года главы правительств подписали Соглашение, в соответствии с которым создан Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, подготовивший десятки межгосударственных документов.

Принято, например, соглашение, определяющее условия и порядок оказания срочной, неотложной и плановой медицинской помощи различным категориям лиц, временно пребывающим на территории государства Содружества. Установлен порядок признания документов, удостоверяющих временную или стойкую утрату трудоспособности, а также финансовых взаиморасчетов за оказанную помощь. Определено, что скорая и неотложная медицинская помощь оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории любого государства их временного пребывания. Утверждены в качестве межгосударственных более 20 санитарных норм и правил, устанавливающих критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

На основе межгосударственных соглашений осуществляется взаимодействие при гигиенической оценке потенциально опасной продукции, импортируемой в государства Содружества, проводится скоординированная политика в области профилактики ВИЧ-инфекции.

Важнейшим направлением сотрудничества в области охраны здоровья стало взаимодействие служб медицины катастроф. Принята Программа координации действий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории Содружества. Основной ее целью являются разработка и создание Евроазиатских региональных центров, создан Координационный Совет по проблемам медицины катастроф.

Для объединения и координации усилий государств в углублении и совершенствовании сотрудничества в области стандартизации, регистрации и контроля качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения образована Межгосударственная комиссия. В соответствии с ее решениями действуют утвержденные Советом Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств и Правила доклинической оценки безопасности фармакологических средств.

Взаимопризнание нормативной документации на лекарственные средства, ранее выпускавшиеся в Советском Союзе, позволило улучшить обеспечение населения стран СНГ традиционными и сравнительно дешевыми медикаментами.

Немало сделано и для качественной подготовки специалистов отрасли. Действует Соглашение о сотрудничестве в области медицинского образования, успешно развивается научное сотрудничество в сфере фундаментальных и прикладных исследований.

И все же нерешенных проблем у медиков стран СНГ остается очень много. Большинство из них являются следствием кризисных процессов в экономиках государств, порождены финансированием здравоохранения по остаточному принципу, сохранившемуся с прежних времен.

Говоря о разрешении в странах Содружества проблем, непосредственно связанных с жизнью и заботами миллионов граждан, нельзя не отметить достаточно грамотной и главное, оперативной правовой защиты их интересов со стороны институтов СНГ. Уже в первые месяцы его существования были достигнуты договоренности, которые сделали практически незаметным для людей расчленение большой страны на части, позволили гражданам вести нормальную, без излишних ограничений жизнь. Это относится, в частности, к оперативно принятым решениям по почтовой связи и переводам, по разделу парка железнодорожных вагонов и радиочастот, договоренностям по полетам воздушных судов и движению железнодорожного транспорта, по признанию дипломов, свидетельств об образовании и квалификационных разрядов, а также согласованной работе электроэнергетических систем, безвизовому режиму перемещения граждан, признанию трудового стажа, пенсионному обеспечению и другим.

Сразу же были урегулированы вопросы, обеспечивающие реализацию права людей на труд. Страны условились, что трудовая деятельность осуществляется на основе трудового договора (контракта), в котором определены социальные гарантии работнику - по социальному страхованию, социальному обеспечению, по возмещению вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

Большие усилия по достижению конкретных договоренностей предприняли таможенные службы. Им необходимо было совместить максимальную свободу движения товаров, рабочей силы и граждан, и одновременно пресечь возможные злоупотребления, обеспечить пополнение бюджетов новых стран. С трудом, но настойчиво добивались они согласования устраивавших всех типовых правил оформления перемещения товаров физическими лицами и таможенного контроля, а также правил обустройства, оборудования и обозначения двухканальной системы пропуска через границы Содружества. Были введены единые формы пассажирской и грузовой таможенных деклараций.

Активная постоянная работа Совета руководителей таможенных служб позволила достаточно своевременно выработать и принять согласованные меры в этой жизненно важной сфере.

Завершая беглый обзор состояния дел в отдельных межгосударственных структурах и подопечных им отраслях, необходимо подчеркнуть, что по инициативе и при активном участии этих органов принято около 400 документов, позволивших создать первичную правовую основу делового взаимодействия отраслей, выделить его приоритеты и определить перспективы.

Но жизнь не стоит на месте. Поэтому структура и функции отраслевых органов изменяются применительно к реальным условиям, отдельные из них прекращают свое существование, другие, наоборот, образуются. Например, два года назад создана Группа лизинговых компаний, в которую вошли российские, украинские, белорусские и киргизские фирмы. Реализованные ею проекты по финансовому лизингу воздушных судов позволили авиакомпаниям СНГ получить в свое распоряжение техники и оборудования, в т.ч. и самолетов ТУ-154, ЯК - 42 Д и других, на сумму свыше 100 млн. долларов.

В капитализм проторенной дорогой

Те, кому довелось изучать политэкономию в советском вузе, наверняка помнят, каким алчным порождением империализма нам представляли на лекциях транснациональные корпорации. Они, дескать, и объединяются исключительно ради беспощадной эксплуатации рабочего человека, и разоряют малые страны, за бесценок скупая их природные богатства, и не допускают никого на оккупированный ими мировой рынок. Словом, во всех бедах близкого нам по духу и миропониманию западного пролетариата виноваты они, корпорации, а проще ТНК.

Сегодня отношение к этим акулам западного бизнеса кардинально изменилось, их опыт внимательно изучается, в некоторых документах СНГ содержится прямой призыв “всемерно использовать мировую практику транснационализации экономик при формировании согласованной стратегии экономического взаимодействия стран Содружества”. И надо сказать, призыв этот постепенно находит отклик в различных государствах сообщества. По данным Статкомитета СНГ, в странах Содружества уже действует 2 тыс. дочерних фирм ТНК. Есть, хотя и намного меньше, собственные, взращенные на местной почве, корпорации.

Надо заметить, что нормативно-правовая база становления ТНК в СНГ, действительно, создана и, по мнению специалистов, вполне отвечает современным требованиям. Первым “кирпичиком” в ее основание легло подписанное 15 апреля 1994 года всеми государствами Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. Полгода спустя, в октябре, в столь же единодушно принятом Соглашении о создании Платежного союза руководители стран альянса обязались “создать благоприятные кредитно-банковские и валютно-финансовые условия для становления и развития транснациональных структур”.

Необходимость их приоритетного формирования для СНГ более чем очевидна. Во-первых, из-за исторически сложившейся специализации и высокого уровня кооперации промышленного производства бывших советских республик, с интенсивным обменом комплектующими изделиями и технологической зависимостью, которая особенно сильна в транспортном машиностроении, в химии и оборонных отраслях. Во-вторых, из-за очевидной экономической целесообразности формирования общих товарных рынков по широкой номенклатуре изделий на основе объединения промышленного и финансового потенциалов заинтересованных стран. К тому же и за десять лет суверенного жития никуда не пропала уже упоминавшаяся нами взаимозависимость и взаимодополняемость национальных хозяйств государств Содружества.

Эти факты и обстоятельства сыграли не последнюю роль при подписании межправительственных соглашений о создании межгосударственных финансово-промышленных групп, а именно: “Интеррос”, “Международные авиамоторы”, “Электрометприбор”, “Ильюшин”, “Гранит”, “БелРусАвто”, “Электронные технологии”, “Формаш” и “Интерагроинвест”.

Правда, из-за материальных трудностей и нестыковки национальных правовых полей ряд межгосударственных финансово-промышленных групп до настоящего времени должным образом так и не сформирован. Это касается, в первую очередь, групп с участием казахстанских предприятий (МФПГ “Интеррос” и ТФПГ “Электрометприбор”) и российско-украинской МФПГ “Международные авиамоторы”. Вместо ранее предусмотренной к созданию ТФПГ “Ильюшин” в настоящее время формируется Межгосударственная авиастроительная компания “Ильюшин”.

Здесь следует заметить, что в последние годы несколько повысилась роль России в развитии транснациональных экономических связей как с государствами дальнего, так и ближнего зарубежья. По экспертным оценкам, в конце 90-х г. в России занималось предпринимательской деятельностью 75 из 100 крупнейших мировых ТНК, в том числе две американские корпорации, 16 японских, 4 швейцарских, 9 германских, 8 французских, 8 британских, по 2 из Италии, Нидерландов и Швеции. Основные сферы их деятельности в России - электроника, электротехника, телекоммуникации, авиакосмическая, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, приборостроение. Наиболее широко на российском рынке представлены такие корпорации, как “Дженерал Моторс”, “Форд”, “Фиат”, “Рено”, “БМВ” (автомобилестроение), “Шелл”, “Эксон”, “Мобил”, “Бритиш Петролеум”, “Тексако”, “Тоталь Франс” (нефтяная отрасль), “Юнилевер”, “Проктер энд Гембл” (химическая промышленность), “Нестле”, “Дэнон”, “Кока-Кола” (пищевая отрасль).

К сожалению, основная часть мировых ТНК практически не содействует инвестиционным процессам в стране пребывания. Основная их цель - захват той или иной доли российского рынка для расширения сбыта собственной продукции. Но одновременно на территории России действует более 4 тысяч предприятий с участием иностранного капитала (без субъектов малого предпринимательства), обеспечивающих определенное увеличение притока инвестиций в такие сферы, как транспорт, связь, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения.

Значительный вклад в этот процесс вносят российские ТНК из топливно-энергетического, транспортного и машиностроительного комплексов. Например, продукция ОАО “Газпром” поступает в 8 государств Содружества, в 16 стран Западной и Восточной Европы. При этом обеспечивается стратегическое партнерство с ведущими зарубежными компаниями. При участии ОАО “Газпром” создана и функционирует международная корпорация “Итера”, в которую входит более 120 дочерних предприятий России, Украины, Беларуси, Туркменистана, Казахстана, Латвии, США, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начинает работу и по его добыче как на территории России, так и на территориях других стран.

ОАО “Газпром” контролирует около трети мировых запасов природного газа (в том числе 80% европейских континентальных запасов), имеет долю в 30 % на внутренних газовых рынках Германии, Франции, Италии и почти 50% в странах бывшего социалистического лагеря.

Примером успешной международной экономической интеграции может служить и нефтяная компания “ЛУКойл”, на которую припадает значительная доля нефтедобычи России. Глобальная стратегия компании состоит в транснационализации ее деятельности и ориентации на международную конкурентоспособность. Корпорация создала широкую сеть совместных предприятий и дочерних обществ в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Литве, Украине, имеет дочерние структуры в Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии.

В последние годы зарегистрированы в качестве транснациональных ряд финансово-промышленных групп, образованных на основе прямых договоров между участниками (без заключения соответствующих межправительственных соглашений), среди которых “Нижегородские автомобили”, “Точность”, “Славянская бумага”, “Оптроника”. В целом по СНГ в настоящее время официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих в таких сферах, как автомобилестроение, общее машиностроение, электронное машиностроение, химическая промышленность, металлургия, агропромышленный комплекс.

Значительная (около 40%) часть транснациональных корпораций демонстрирует положительную динамику основных экономических показателей. Многие корпорации увеличили объемы и долю экспортируемой продукции (“Точность”, “Нижегородские автомобили”). Заметной тенденцией стал рост объемов поставок по кооперационным связям, например, по корпорации “Нижегородские автомобили” - в 4,7 раза, Сибагромаш - в 4,2 раза. Относительно лучших результатов достигли транснациональные корпорации в таких сферах, как автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, химия и нефтехимия, оборонная и легкая промышленность.

И все же говорить о триумфальном шествии ТНК по просторам СНГ пока не приходится. Становление многих корпораций идет медленно, трудно. Мешают различия национальных законодательств, разная степень реформированности экономик, условия финансово-экономического взаимодействия и другие причины. Преодолеть эти трудности, отыскать пути соединения интересов, значит, проторить дорогу одному из самых прогрессивных, хотя и капиталистических процессов в мировом бизнесе, где ТНК дают сегодня 6 трлн. долл. внешнего товарооборота. А это почти половина всего объема мировой торговли.

Терроризм не имеет национальности

Захваты больниц и взрывы жилых домов, похищения детей и убийства волонтеров ООН, контрабанда оружия и наркобизнес, казнокрадство и коррупция - весь этот бандитский арсенал, о котором мы привыкли слышать как о чем-то от нас далеком, бытующем в ином, не похожем на наш мир, вдруг постучался и в наши двери, ворвался в села и города, оккупировал республики и регионы.

Как говорят специалисты, в последние годы организованная преступность приобрела ярко выраженную международную окраску, она стала транснациональной. Отечественный преступный бизнес активно приобщается к международной торговле наркотиками, “живым товаром”, оружием, нелегальному и полулегальному вывозу за рубеж сырья, цветных металлов, произведений искусства и антиквариата. Все более опасными становятся преступления в области экономики и финансов, связанные с ложным банкротством, сокрытием прибыли, уклонением от налогов. Создаются замкнутые преступные сообщества в банковских системах и топливно-энергетических комплексах.

Сегодня ни у кого не вызывает возражений и такая очевидная истина: без постоянной и активной координации действий стран Содружества обуздать преступность невозможно. Она пронизывает все сферы общественной жизни, препятствует проведению социально- экономических реформ, подрывает веру граждан в способность государства обеспечить соблюдение их прав и свобод. Организованные преступные группировки используют зачастую прозрачные границы между странами СНГ для отмывания “грязных” денег и контрабанды. Это ведет к разграблению национальных богатств, снижению и без того невысокого уровня жизни людей.

Противостоять криминальной экспансии на пространстве бывшего Союза можно только сообща, разумно сочетая внутригосударственные и международные усилия, не раз заявляли лидеры государств СНГ. В целях повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма были созданы в рамках СНГ пять координационных органов: Совет министров иностранных дел, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, и наконец, совсем недавно - Антитеррористический центр государств Содружества.

Справедливости ради надо заметить, что в рамках своей компетенции в борьбе с преступностью участвуют Совет командующих Пограничными войсками, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ.

Таким образом, сформирована стройная система органов, призванных взять на себя координацию действий национальных правоохранительных институтов, подготовку правовой базы многостороннего заинтересованного партнерства государств в этой важнейшей сфере. Еще в январе 1993 года на встрече глав государств в Минске впервые было признано необходимым перевести его на плановую, системную основу. Именно тогда было дано поручение разработать согласованную Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран СНГ. Спустя два месяца этот документ был утвержден Советом глав правительств. В Программе содержался комплекс эффективных, на взгляд ее разработчиков, совместных мер. К сожалению, реализовать их в полной мере не удалось.

Между тем, криминогенная обстановка в государствах требовала разработки аналогичного документа, но на более длительную перспективу. Принимавшиеся в странах СНГ меры не всегда были адекватны преступным проявлениям и недостаточно согласованы. В результате увеличивались масштабы деятельности транснациональной организованной преступности, оказывавшей дистабилизирующее влияние на ход социально-экономических преобразований и на межгосударственные отношения.

Согласованные принципы скоординированной деятельности государств Содружества и его органов получили воплощение в принятой в мае 1996 года Межгосударственной программе совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ на период до 2000 года. Она включила в себя перечень конкретных мер по укреплению международно-правовой базы сотрудничества, совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, проведению совместных межгосударственных целевых оперативно-профилактических мероприятий, информационному, научному, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению. Практически каждое из более чем 70 мероприятий, предусматривавшихся Программой, намечалось осуществить во взаимодействии правоохранительных органов государств. В ее рамках планировалось подготовить проекты тринадцати международных договоров по конкретным направлениям сотрудничества.

В январе 2000 года Совет глав государств проанализировал выполнение Программы, рассмотрел представленный Исполкомом Доклад об итогах реализации этого документа. Ранее, в 1998 году, доклад о ходе выполнения Программы Исполком направлял советам глав государств и глав правительств.

Реализация этого документа позволила придать динамичность и новое качество сотрудничеству стран Содружества в борьбе с криминалом. В большинстве государств СНГ на правительственном уровне были приняты конкретные планы по выполнению Программы. За четыре года ее действия существенное развитие получила международно-правовая база сотрудничества. Приняты Протокол и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Концепция и Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с преступностью, подписаны международные договоры о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств Содружества и другие.

Заметно активизировалась деятельность по обмену информацией по линии министерств внутренних дел, пограничных служб, органов безопасности и спецслужб, по повышению эффективности функционирования специализированного банка данных. Если по итогам 1997 года в нем содержалась информация на 3460 объектов учета, то на конец 1998 года - на 4677, за 1999 г. из МВД стран СНГ дополнительно поступила и введена информация на 6149 объектов, а к началу 2000 года специализированный банк данных содержал информацию на 12043 объекта учета.

В рамках реализации Межгосударственной программы правоохранительными органами государств Содружества были проведены крупномасштабные мероприятия и специальные операции по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и культурных ценностей, незаконного оборота наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, хищений грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.

К сожалению, не все намеченные Программой мероприятия удалось реализовать. Правовая база взаимодействия не пополнилась рядом документов, которые не были внесены в установленные сроки. Требовали дальнейшего развития и улучшения взаимосвязи правоохранительных органов стран СНГ при осуществлении поиска и выдачи лиц, находящихся в международном розыске. Недостаточной оказалась научно-правовая проработка проблем борьбы с организованной преступностью. Осуществляемые в государствах меры не всегда учитывали возможности проникновения криминала в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы.

И хотя реализация Межгосударственной программы не смогла в полной мере создать условия для коренного перелома в борьбе с транснациональной преступностью, есть все основания утверждать, что долгосрочное, рассчитанное на несколько лет объединение усилий государств на основе программного документа является и эффективным, и оправданным.

Анализ состояния транснациональной преступности и итогов выполнения Межгосударственной программы показал необходимость принятия новых, дополнительных мер к наращиванию совместных усилий в борьбе с организованными ее формами на территории стран Содружества. Это тем более важно, что в последние годы преступность приобретает все более жесткие формы.

Особенно актуальными для государств СНГ становятся проблемы противодействия международному терроризму и другим проявлениям экстремизма, нелегальной миграции, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Эти опасные по своим последствиям виды преступлений носят явно транснациональный характер, имеют тенденции к развитию и распространению. Терроризм, экстремизм, преступность - явления без национальности и границ. Они угрожают сегодня всем. Требуются качественно новые подходы в противодействии этому универсальному злу.

В этой связи были в короткие сроки разработаны и согласованы проекты Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, Программы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на тот же период, решений о создании Антитеррористического центра. Все эти документы уже утверждены Советом глав государств и реализуются. Окончательное решение о начале полномасштабной деятельности Антитеррористического центра, как мы уже сказали, принято на саммите в Минске 1 декабря 2000 года. Главы государств утвердили Положение об этом органе, который в своей деятельности будет опираться на возможности специализированных антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб стран СНГ. В его функции входит обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, формирование банка данных о международных террористических и других экстремистских организациях, о тенденциях распространения международного терроризма, содействие заинтересованным странам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с терроризмом, участие в разработке межгосударственных программ в рамках Содружества по борьбе с экстремизмом и другие. Определен порядок финансирования деятельности Центра.

Важно подчеркнуть, что взаимодействие стран СНГ в борьбе с преступностью и проявлениями экстремизма осуществляется на основе принципов уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права, укрепления доверия между компетентными органами стран Содружества, приоритета защиты прав и свобод человека, равноправия сторон. Эти принципы, их соблюдение служат гарантией дальнейшего улучшения взаимопонимания, укрепления доверия при взаимодействии в решении общих задач.

* * *

Итак, какой след в истории Содружества оставили девять прошедших лет? Отвечая на этот вопрос, желательно не забывать, что образование и становление СНГ - это только начало долгого и нелегкого пути к новой деловой и политической общности бывших советских республик. При всех его очевидных слабостях и плохо решаемых проблемах Содружество стало образованием, которое может и должно послужить развитию и укреплению отношений добрососедства, межнационального согласия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества молодых суверенных государств.

Его жизнеспособность будет определяться как силой внутренних импульсов к сохранению и развитию интеграции, так и волей к углублению сотрудничества, мудростью политиков. Содружеству нужны согласие и добрая воля тех, кто определяет его судьбу. Подъем СНГ на уровень стоящих перед ним задач - в интересах всех государств - его участников. Ведь итогом совместных усилий должно стать улучшение жизни людей. Это - великая цель, во имя которой все страны Содружества и их народы должны объединять свои усилия и возможности.

Президент Азербайджана Г. Алиев, у которого конечно же, есть немало поводов критиковать СНГ, возвратясь с минского саммита домой, так оценил перспективы Содружества: “Подобного рода международные организации за год, два, даже за три года не формируются”. Он уверен: “главное есть желание сотрудничать, есть необходимость сотрудничества”. По его мнению, СНГ постепенно становится полезной организацией, и от встреч формального характера переходит к более конкретным делам”.

У главы Туркменистана С. Ниязова несколько иной взгляд на роль Содружества: “Участие в интеграционных процессах СНГ для Туркменистана сегодня не представляется целесообразным”, завил он в день встречи глав государств в Минске. И добавил: “...туркменские энергетические ресурсы могут быть востребованы и своевременно оплачены на других региональных рынках”.

Естественно, что нет единого критерия оценки СНГ у аналитиков и простых жителей бывших советских республик. Но они сходятся в главном – мир неделим. Рано или поздно страны СНГ вольются в международное сообщество, пройдя непростой путь обретений и потерь.

Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.

Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда.

Сводно-аналитический отдел