Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА АТЦ СНГ

Выделив во вступительном слове основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом - участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов, обеспечение координации и взаимодействия государств-участников СНГ при проведении совместных мероприятий, информационно-аналитическую деятельность, организацию обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений, - руководитель АТЦ генерал-полковник Борис Мыльников остановился на результатах работы по ним.

По законотворческой линии при участии АТЦ рабочей группой Объединенной комиссии Межпарламентской комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом подготовлены и приняты поправки в модельный закон "О борьбе с терроризмом", разрабатывается проект закона "О противодействии наемничеству", готовятся поправки в модельный Уголовный кодекс и в модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". В целях усовершенствования Договора о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. главами 10 государств Содружества 7 октября 2002 г. подписан протокол об утверждении разработанного АТЦ СНГ Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ. Прорабатывается также вопрос о целесообразности разработки нормативного правового акта, регламентирующего вопросы координации проведения мероприятий по выявлению и предупреждению террористической деятельности. В настоящее время на подписание Советом глав государств внесена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В государствах СНГ проходят доработку проекты Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом, единого Списка террористических и экстремистских организаций, деятельность которых, возможно, будет запрещена на территориях государств СНГ. В рамках информационно-аналитического направления работы создан специализированный банк данных АТЦ СНГ. Сформирован ряд тематических информационных массивов, которые содержат сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации, лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Значение, которое приобрела деятельность существующей лишь несколько лет организации, наглядно характеризовало присутствие на конференции представителей руководства Совета командующих погранвойсками СНГ, Международного авиационного комитета СНГ, ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества, ОБСЕ, Контртеррористического комитета СБ ООН, а также Совета безопасности России, Росфинмониторинга, Генпрокуратуры. С докладами выступили начальник управления Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД Владимир Макаров, начальник управления Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ Юрий Сапунов, начальник Управления внешней контрразведки СВР Александр Б. Но, несмотря на юбилейную дату, руководители АТЦ СНГ в ходе конференции подчеркивали, что не собираются придавать мероприятию праздничный характер и призвали собравшихся к конструктивному обмену мнениями.

Разговор о проблемах не заставил себя ожидать. Так, глава Росфинмониторинга Виктор Зубков посетовал на отсутствие реальных судебных решений по привлечению к ответственности лиц, виновных в финансировании терроризма и недостаточный уровень взаимодействия по обмену информацией между правоохранительными органами и финансовой разведкой. 1-й замгенпрокурора Владимир Колесников много и эмоционально говорил о несовершенстве уголовного законодательства, дезорганизующем деятельность сотрудников спецслужб. Как отметил по этому поводу 1-й замруководителя АТЦ Бексултан Сарсеков, "к сожалению, законодательные органы наших государств зачастую вспоминают об этом, когда происходит теракт". Председатель Координационной службы Совета командующих погранвойсками СНГ генерал-полковник Виталий Грицан выразил недоумение по поводу крайне медленной реализации решения о формировании единой системы учета въезда в страны СНГ.

По словам представителя МВД России Владимира Макарова, на исполнение информационных запросов между странами СНГ и принятие решений об откомандировании сотрудников для участия в антитеррористических мероприятиях уходит очень много времени, тогда как в экстренной ситуации счет идет на дни и часы. Лейтмотивом выступления начальника Академии ФСБ генерал-полковника Валентина Власова была мысль о необходимости системного подхода в борьбе с терроризмом. На этом же акцентировал внимание участников конференции председатель правления Всемирного антикриминального антитеррористического форума, член Комитета Госдумы по безопасности и экс-глава МВД Анатолий Куликов, выдвинув инициативу о расширении координирующей роли АТЦ СНГ.

Данные тезисы были расширены в выступлении начальника отдела ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений АТЦ СНГ Александра Попова. Он высказал поддержку инициативе Республики Казахстан о создании нового органа - Совета безопасности СНГ - и предложил, чтобы существующие Советы руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ), министров внутренних дел, командующих погранвойсками и министров обороны Содружества были сохранены в качестве структурных подразделений Совбеза, АТЦ стал бы его исполнительным органом, а главой СБ СНГ- глава СОРБ. Александр Попов выступил за расширение полномочий АТЦ путем передачи ему в оперативное подчинение по линии борьбы с терроризмом Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Координационной службы СКПВ, а также созданного после сокращения Штаба по координации военного сотрудничества и Секретариата СМО рабочего органа - Координационной службы по военному сотрудничеству с сохранением их функций. По словам Попова, именно такая схема подчиненности уже апробировалась при организации информационного взаимодействия после событий 11 сентября 2001 г. и в ходе учений "Юг-Антитеррор-2002".

Кстати, ежегодную практику проведения учений АТЦ СНГ намерен продолжить и в нынешнем году. Как сообщил корреспонденту "ВПК" начальник координационно-оперативного отдела АТЦ СНГ Вячеслав Маслов, достигнута договоренность с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан о проведении с 16 по 19 августа 2005 г. в городе Актау (бывший Шевченко) сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб СНГ и совместного командно-штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005" по теме "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса".

На первом этапе КШУ планируется провести оперативно-розыскные мероприятия по маршруту перемещения членов совместной учебной группы, выступающих в роли условных террористов (при участии сотрудников ФСБ России, КНБ Казахстана, СБ Украины). На втором этапе - организовать работы оперативного штаба и проведение силами ФСБ России и КНБ Казахстана специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса, на третьем, заключительном, - ликвидация последствий террористического акта силами МЧС Республики Казахстан. В 2006 г. планируется проведение подобных учений в Армении, а в 2007 г. - в России. По мнению Вячеслава Маслова, можно было бы рассмотреть вопрос о совместном проведении учений АТЦ СНГ, ОДКБ и РАТС ШОС с привлечением сил антитеррористической коалиции, инициатором которых мог бы выступить Контртеррористический комитет СБ ООН.