Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Координация борьбы с международным терроризмом (3 марта 2006 года)

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ генерал-полковника Мыльникова Б. А. на совместном заседании секции по международной безопасности и секции по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации

(Москва, март 2006 года)

Координация борьбы с международным терроризмом

На пространстве СНГ сегодня наиболее часто фиксируются террористические угрозы в Центрально-Азиатском регионе. Источником таких угроз по-прежнему остается территория Афганистана (ИРА). Несмотря на наличие в регионе значительного контингента иностранных войск, вооруженные формирования международной террористической организации "Аль-Кайда", Исламского движения талибов (ИДТ) и Исламской партии Афганистана продолжают осуществлять диверсионно-террористическую деятельность. Исламисты сохраняют высокую интенсивность партизанских действий, направленных против правительственных и иностранных войск, в том числе за счет переброски подготовленного резерва с территории Пакистана. Наиболее сложная обстановка сохраняется в южных и юго-восточных районах ИРА.

КНБ Республики Казахстан отмечает, что на территории Турции, Пакистана, Афганистана и ряда других государств осели боевики “Исламской партии Туркестана”, которые используются глубоко законспирированной террористической группировкой, так называемым “Джамагатом моджахедов Центральной Азии” (структурное подразделение “Аль-Кайды”), для совершения террористических акций в республиках Центральной Азии.

Начало в 2003 году военных действий в Ираке стало дополнительным фактором обострения обстановки на центрально-азиатском пространстве. Действительно, в большинстве государств мусульманского мира действия США и их партнеров в Ираке, не получившие одобрения ООН, воспринимаются не как превентивный антитеррористический удар, а как проявление американской экспансионистской внешней политики. Такие взгляды разделяют широкие слои населения и в странах Центрально-Азиатского региона, где фиксируются антиамериканские и в целом антизападные настроения. Это обстоятельство активно используют руководители таких, например, экстремистских сообществ как Исламское движение Туркестана и “Хизб-ут Тахрир”.

Опыт нашей деятельности на пространстве Содружества позволил сформулировать основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым осуществляются конкретные мероприятия международного сотрудничества в данной сфере. Этими направлениями стали:

- участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов;

- обеспечение координации и взаимодействия государств-участников СНГ при проведении совместных и согласованных антитеррористических мероприятий;

- информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с терроризмом на основе открытого и непрерывного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ;

- постоянный обмен опытом проведения антитеррористических мероприятий и расследования преступлений террористического характера;

- организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.

АТЦ СНГ осуществляет координацию усилий с другими рабочими органами СНГ, участвующими в борьбе с терроризмом. Нами подписаны соглашения об обмене информацией с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств-участников СНГ и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств Содружества.

Деятельность Центра осуществляется в тесном взаимодействии с антитеррористическими органами других региональных организаций – Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и ОДКБ, а именно с Постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми также заключены соответствующие соглашения.

Государствами Содружества решается крайне актуальная задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.

Ее решение идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках программ сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

АТЦ СНГ совместно с Межпарламентской ассамблеей прилагает также усилия по формированию единого правового пространства, позволяющего эффективно противостоять терроризму. Принятие модельных законов и иных нормативных актов в указанной области, безусловно, способствует сложным процессам формирования национального законодательства в странах Содружества на единой методологической основе.

К числу основополагающих документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года. Он ратифицирован 8 государствами Содружества из 9 подписавших (кроме Грузии).

В его развитие 7 октября 2002 года главами 10 государств Содружества подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ, ратифицированный 9 государствами Содружества из 10 подписавших (кроме Грузии). Этот документ имеет исключительно важное практическое значение, поскольку в нем определен правовой механизм, позволяющий объединить силы и средства государств, задействованные в целях пресечения террористических актов.

Наряду с этим, государствами-участниками СНГ были заключены и другие соглашения, призванные обеспечить их взаимодействие в области борьбы с терроризмом. Это Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ, Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Одновременно с Программой сотрудничества на 2005–2007 годы Советом глав государств была утверждена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В государствах Содружества проходит согласование проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Еще одним инструментом организации совместной антитеррористической деятельности, позволяющим повысить эффективность координации и взаимодействия усилий компетентных органов государств региона является унифицированный понятийный аппарат. Нам удалось привлечь ученых и экспертов 11 государств Содружества для выработки согласованных определений, относящихся к борьбе с терроризмом, при этом рассматривались различные подходы и оценки: политические, исторические, социальные, правовые. В итоге Центром был издан и направлен в заинтересованные ведомства государств СНГ “Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом”.

Практическим инструментом обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом, позволяющим реализовывать взаимодействие компетентных органов при проведении совместных и согласованных мероприятий, служит межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ, регулярно обновляемая копия которого размещается в региональном отделении Центра. Накапливаемые в его информационных массивах сведения активно используются нами для анализа обстановки по различным аспектам межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Так, по результатам анализа имеющихся в банке данных сведений о более чем 80 лицах, подвергшихся экстрадиции в государствах Содружества, можно сделать вывод о том, что большая их часть являются гражданами стран Центральной Азии, а наибольшую активность в вопросах выдачи разыскиваемых лиц проявляют Республика Казахстан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан.

Большое значение придается Центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств-участников СНГ, включая проведение ежегодных совместных учений.

Хотелось бы отметить, что на учениях “Каспий-Антитеррор-2005”, также, как и на последнем, 19 заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, в качестве наблюдателей присутствовали и представители государств “большой восьмерки”.

Они также приглашены на совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение “Атом-Антитеррор-2006” в г. Мецамор, Республика Армения, посвященное вопросам обеспечения безопасности от угроз террористического характера объектов атомной энергетики, проведение которого запланировано на сентябрь этого года.

Уже несколько лет в процессе ежегодно проводимых Центром совместных антитеррористических учений осуществляется апробация Положения “О порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств”. Результаты учений позволяют корректировать направления деятельности силовых и межгосударственных структур в сфере борьбы с международным терроризмом и эффективно развивать правовую платформу их взаимодействия.

На наш взгляд, для повышения эффективности решения задач по подготовке и проведению совместных антитеррористических мероприятий на территории государств Содружества необходимо: разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиями; установить компетентные органы, ответственные за проведение совместных антитеррористических мероприятий; определить состав участвующих в них специальных антитеррористических формирований; совместно с АТЦ СНГ разработать программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организовать его обучение, как на своей национальной учебной базе, так и в учебных центрах других государств Содружества; организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведения оперативно-стратегических и оперативно-тактических учений.

Продолжая тему практических инструментов совместной антитеррористической деятельности, актуальных для государств региона, нельзя не остановиться на еще одном важном направлении деятельности Центра.

Трансграничный характер деятельности международный террористических структур и расширение масштабов их преступной деятельности придает особую актуальность международному сотрудничеству в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими и формирования их единых списков в рамках международных и региональных организаций.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при выработке подходов к их формированию Антитеррористический центр СНГ руководствуется, прежде всего, важнейшими принципами организации борьбы с терроризмом – законностью и неукоснительным соблюдения прав и гражданских свобод человека.

В этой связи АТЦ СНГ были получены копии Решений Верховных судов четырех государств Содружества (России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), либо выписок из них, о признании ряда организацией (например, религиозно-политической партии “Хизб-ут Тахрир”) террористическими или экстремистскими и запрете их деятельности на национальных территориях.

Именно эти Решения являются основанием для включением партии “Хизб-ут Тахрир” и других организаций в проект единого списка террористических и экстремистских организаций, подготовленный специалистами Антитеррористического центра СНГ, который в настоящее время проходит процедуру согласования в органах безопасности и спецслужбах государств Содружества.

Что же касается формирования направлений научных разработок в области повышения эффективности антитеррористического сотрудничества, то, на наш взгляд, следовало бы использовать имеющийся в России научно-интеллектуальный потенциал для проработки следующих тем:

социальная база современного терроризма;

причины и движущие силы терроризма;

взаимосвязь терроризма и организованной преступности;

вопросы противодействия угрозам технологического терроризма;

идеологические концепции современного терроризма и противодействие их распространению;

источники финансирования терроризма и борьба с ним;

направления и формы международного сотрудничества в противодействии террористическим угрозам;

национальные, региональные и международные антитеррористические структуры, направления и формы взаимодействия;

роль и место вооруженных сил в борьбе с терроризмом;

использование институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом;

религиозный экстремизм и организация противодействия ему.

Разработка перечисленных тем представляется особенно актуальной в условиях, когда в России принят новый Федеральный закон “О противодействии терроризму” и изменена система организации антитеррористической деятельности.